Федеральный закон о высшем образовании

Типичные недостатки нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон о высшем образовании

типичные недостатки нового федерального закона «об образовании в российской федерации»

М.Ю. Осипов, кандидат юридических наук

Проблема реформирования законодательства в сфере образования — это одна из актуальных проблем образовательного права.

В настоящей статье дан анализ положений нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», выявлены проблемы, препятствующие эффективному регулированию общественных отношений в сфере образования, а также недостатки указанного закона и обозначены пути их устранения.

Ключевые слова: Федеральный закон, образование, правовое регулирование, дефект, образовательное право.

29 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Данный закон заменяет следующие законы: Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, № 32, ст. 850); Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст.

1797); Закон Российской Федерации от 25 февраля 1993 года № 4547-1 «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст.

369); Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135) [1].

Исходя из изложенного, следует предположить, что данный Федеральный закон должен по сути дела объединять нормы законов, утративших силу. Иными словами данный закон должен выполнять функцию образовательного кодекса РФ, который должен содержать в себе нормы, регулирующие образовательные отношения, входящие в предмет утративших силу с 1 сентября 2013 г. законов.

Однако данный Федеральный закон не выполняет возложенных на него функций.

Новый Федеральный закон об образовании состоит из 111 статей, тогда как прежний Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г.

состоял из 58 статей [2], Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» состоял из 34 статей [3]. Закон РСФСР «О народном образовании» состоял из 102 статей [4].

Следовательно, уже даже количественный анализ позволяет сделать вывод о том, что новый Федеральный закон об образовании не отвечает требованиям,

предъявляемым к кодифицированным правовым актам, к которым без сомнения должен быть отнесен данный закон, поскольку он по замыслу разработчиков должен был заменить действующие законодательные акты в области высшего образования. Но, к сожалению, данный Федеральный закон этого не сделал, более того в нем оказались потерянными целый ряд норм, которые содержались ранее в законодательных актах.

Особенно эта проблема касается высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования, которое новым Федеральным законом об образовании отменено.

В новом Федеральном законе об образовании отсутствует раздел, посвященный высшему образованию. Вместо этого в новом Федеральном законе об образовании высшему образованию посвящены три статьи: 69, 70, 71, тогда как в Федеральном законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании данному вопросу были посвящены 34 статьи.

Кроме того, анализ норм Федерального закона об образовании, позволил выявить следующие недостатки.

1. Новый Федеральный закон об образовании не предусматривает организационно-правовую форму, а также наименование образовательной организации, в которой гражданин мог получать высшее образование.

Так, согласно Федеральному закону РФ об образовании не предусмотрено, в какой образовательной организации гражданин может получить высшее образование.

Тогда как согласно Федеральному закону о высшем и послевузовском профессио-

нальном образовании оно могло быть получено в «университете», «академии» либо «институте» [2]. Более того, новый Федеральный закон об образовании, в отличие от прежнего закона не определяет, чем отличается университет, от академии и института.

2.

Новый Федеральный закон об образовании в системе действующего правового регулирования допускает возможность банкротства образовательных организаций, поскольку он допускает создание образовательных организаций в различных формах установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций [1], в том числе и в таких формах, где учредитель не несет субсидиарной ответственности по обязательствам образовательного учреждения, например, в форме автономной некоммерческой организации, либо некоммерческого партнерства.

2.

В новом Федеральном законе РФ об образовании не содержится норм, определяющих особый статус студентов и педагогических работников высших учебных заведений, нет также упоминания о конкурсном отборе профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

3. Наконец, новый Федеральный закон об образовании фактически упраздняет докторантуру и докторскую степень.

В самом деле, согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона РФ об образовании «в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование — бакалавриат; 3) высшее

образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. [1]. Согласно пп. «б», п. 2 ч. 3 ст.

12 Федерального закона об образовании к образовательным программам высшего профессионального образования относятся «образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки» [1]. Более того, ч. 2 ст. 108 нового Федерального закона об образовании, предусматривает, что образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом: 1) основные общеобразовательные программы дошкольного образования — образовательным программам дошкольного образования; 2) основные общеобразовательные программы начального общего образования — образовательным программам начального общего образования; 3) основные общеобразовательные программы основного общего образования — образовательным программам основного общего образования; 4) основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования — образовательным программам среднего общего образования; 5) основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования — про-

граммам подготовки квалифицированных рабочих (служащих); 6) основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена; 7) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата) — программам бакалавриата; 8) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы подготовки специалистов) — программам подготовки специалистов; 9) основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования (программы магистратуры) — программам магистратуры; 10) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); 11) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в ординатуре — программам ординатуры; 12) основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки — программам ассистентуры-стажировки; 13) образовательные программы профессиональной подготовки — программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; 14) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительным общеобразовательным про-

граммам; 15) дополнительные предпро-фессиональные общеобразовательные программы в области искусств — дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств; 16) дополнительные профессиональные образовательные программы — дополнительным профессиональным программам» [1].

При этом обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным Федеральным законом об образовании (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с ч. 2 настоящей статьи. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом [1].

Возникает вопрос, как быть с докторантами. Докторантура как форма подготовки научно-педагогических кадров новым Федеральным законом об образовании не предусмотрена, а докторанты по логике вещей, должны быть приравнены к аспирантам, что является абсурдным.

Согласно ч. 9 ст. 60 Федерального закона РФ об образовании «Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательс-

твом Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук». Как быть с теми, кто окончил докторантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/tipichnye-nedostatki-novogo-federalnogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Федеральный закон о высшем образовании

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года

Включает все изменения до 6 марта 2019 г.

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Глава 1 Общие положения законаГлава 2 Система образованияГлава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельностьГлава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)Глава 7 Общее образованиеГлава 8 Профессиональное образованиеГлава 9 Профессиональное обучениеГлава 10 Дополнительное образование

  • Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
  • Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
  • Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
  • Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
  • Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
  • Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
  • Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
  • Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
  • Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
  • Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
  • Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
  • Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
  • Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образованияГлава 15 Заключительные положения закона

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании

Федеральный закон о высшем образовании

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ

“О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ”

Принят Государственной Думой

19 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации

7 августа 1996 года

Последняя редакция  от 18.07.2011 № 242-ФЗ.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 2.1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании

Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура

Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений

Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации

Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

Статья 12. Управление высшим учебным заведением

Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Глава III. CУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

Статья 17. Гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой

Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

Статья 19.1. Ассистенты-стажеры

Статья 20. Работники высших учебных заведений

Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников

Статья 22. Ученые звания

Статья 23. Подтверждение документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 25. Утратила силу

Статья 26. Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования

Глава V. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 27. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования

Статья 28. Финансирование высших учебных заведений

Статья 29. Платная деятельность высшего учебного заведения

Статья 30. Оплата труда работников высшего учебного заведения

Статья 31. Утратила силу

Статья 32. Учет, отчетность и контроль в высших учебных заведениях

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья 33. Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Источник: www.lexed.ru

Федеральный центр образовательного законодательства

Источник: https://moeobrazovanie.ru/federalnii_zakon_o_visshem_i_poslevuzovskom_professionalnom_obrazovanii.html

7 Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (19

Федеральный закон о высшем образовании

ФедеральныйЗакон «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» (1996)

Настоящийзакон относится, с одной стороны, нарядус Законом РФ «Об образовании», к числубазовых образовательных законов, сдругой стороны, это первый профильныйзаконодательный акт.

По своей структуреон состоит из семи глав, охватывающихсобою 34 статьи, которые определяютсистему высшего и послевузовскогопрофессионального образования, кругсубъектов учебной и научной деятельностив данной системе, их права и обязанности,управление данной системой, ее экономикаи международная деятельность вузов.

Государственнаяполитика в области высшего образованияосновывается на следующих принципах ив соответствии с целями и задачами,определенных Законом РФ «Об образовании»(ст.2):

-непрерывность и преемственность процессаобразования;

-интеграция системы высшего и послевузовскогопрофессионального образования РоссийскойФедерации при сохранении и развитиидостижений и традиций российской высшейшколы в мировую систему высшегообразования;

-конкурсность и гласность при определенииприоритетных направлений развитиянауки, техники, технологий, а такжеподготовки специалистов, переподготовкии повышения квалификации работников;

-государственная поддержка подготовкиспециалистов, приоритетных направленийнаучных исследований в области высшегои послевузовского профессиональногообразования.

Организационнойосновой государственной политики вобласти высшего и послевузовскогопрофессионального образования с 2005 г.является Федеральная целевая программаразвития образования (до 1.01. 2005 г.

–Федеральная программа развитияобразования) в части, соответствующейвысшему и послевузовскому профессиональномуобразованию.

Государство призванообеспечить приоритетность развитиявысшего и послевузовского профессиональногообразования посредством:

1)финансирования за счет средствфедерального бюджета обучения вфедеральных государственных образовательныхучреждениях высшего профессиональногообразования (далее — высшие учебныезаведения) не менее чем ста семидесятистудентов на каждые десять тысяч человек,проживающих в Российской Федерации;

2)расширения доступа граждан РоссийскойФедерации к высшему образованию;

3)предоставления обучающимся (студентам,аспирантам, докторантам и другимкатегориям обучающихся) в государственнойсистеме высшего и послевузовскогопрофессионального образованиягосударственных стипендий, мест вобщежитиях, иных мер социальной поддержкив соответствии с настоящим Федеральнымзаконом;

4)создания условий для равной доступностивысшего и послевузовского профессиональногообразования (ст. 2).

Структура(состав) системы высшего образованиянесколько отличается от структуры вцелом системы образования. Так в составпервой законодательством включены(ст.4):

-государственные образовательныестандарты высшего и послевузовскогопрофессионального образования иобразовательные программы высшего ипослевузовского профессиональногообразования;

-имеющие лицензии высшие учебные заведенияи образовательные учреждениясоответствующего дополнительногопрофессионального образования независимоот их организационно-правовых форм;

-научные, проектные, производственные,клинические, медико-профилактические,фармацевтические, культурно-просветительскиеучреждения, организации и предприятия,ведущие научные исследования иобеспечивающие функционирование иразвитие высшего и послевузовскогопрофессионального образования;

-органы управления образованием, а такжеподведомственные им учреждения,организации и предприятия;

-общественные и государственно-общественныеобъединения (творческие союзы,профессиональные ассоциации, общества,научные и методические советы и иныхобъединения).

Своеобразиесовременного российского высшегообразования, готовящегося к широкомасштабномувступлению в европейское образовательноепространство, выражается в законодательномзакреплении ступеней, сроков и формполучения высшего профессиональногообразования (ст. 6). В соответствии снормами этой статьи Федерального закона,в Российской Федерации устанавливаютсяследующие ступени высшего профессиональногообразования:

-высшее профессиональное образование,подтверждаемое присвоением лицу, успешнопрошедшему итоговую аттестацию,квалификации (степени) «бакалавр»;

-высшее профессиональное образование,подтверждаемое присвоением лицу, успешнопрошедшему итоговую аттестацию,квалификации «дипломированныйспециалист»;

-высшее профессиональное образование,подтверждаемое присвоением лицу, успешнопрошедшему итоговую аттестацию,квалификации (степени) «магистр».

Образованиелиц, не завершивших обучение по основнойобразовательной программе высшегопрофессионального образования, ноуспешно прошедших промежуточнуюаттестацию (не менее чем за два годаобучения), признается неполным высшимпрофессиональным образованием иподтверждается выдачей дипломовустановленного образца. Лицам, незавершившим освоение основнойобразовательной программы высшегопрофессионального образования, выдаютсяакадемические справки установленногообразца.

Срокиосвоения основных образовательныхпрограмм высшего профессиональногообразования составляют:

дляполучения квалификации (степени)»бакалавр» не менее чем четырегода;

дляполучения квалификации «дипломированныйспециалист» не менее чем пять лет, заисключением случаев, предусмотренныхсоответствующими государственнымиобразовательными стандартами;

дляполучения квалификации (степени)»магистр» не менее чем шесть лет.

Сучетом участия России в «болонскомпроцессе» разрабатываются предложенияоб изменении содержания понятий«бакалавр» и  «магистр», сроков ихподготовки и ряд других предложений.Об этом и иных перспективах российскоговысшего образования будет подробнеесказано в последней главе пособия.

ЗакономN 122-ФЗ также было внесено более стадвадцати поправок и в ФЗ «О высшем ипослевузовском профессиональномобразовании». Только четыре статьи из34 статей Федерального закона былисохранены в первоначальном виде (ст.ст.9, 18, 32 и 34).

Основныеизменения текста закона связаны суточнением правового статуса высшихучебных заведений. Все редакционныеизменения текста можно классифицироватьпо характеру и степени их воздействия.

Основнойцелью поправок является исключение изтекста тех правомочий субъектовРоссийской Федерации, которые не должныприсутствовать в федеральных законах,так как относятся к предметам ведениясубъектов.

На этом основании законы ииные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации не включены вправовое регулирование отношений вобласти высшего и послевузовскогопрофессионального образования (ст. 1).По тем же причинам из составляющихгосударственной политики в ст.

2 исключенпринцип суверенности «прав субъектовРоссийской Федерации в определениисобственной политики в области высшегои послевузовского профессиональногообразования в части национально-региональныхкомпонентов государственных образовательныхстандартов».

Значительнаячасть редакционных изменений текстазакона обусловлена введением понятия«федеральное государственноеобразовательное учреждение». К федеральнымгосударственным образовательнымучреждениям отнесены все высшие учебныезаведения федерального уровня.

Федеральноегосударственное образовательноеучреждение может иметь только одногоучредителя в лице федерального органагосударственной исполнительной власти.

Введение нового субъекта деятельностив области высшего образования и уточнениеего правового статуса является главнойправовой идеей, которая, в частности,явилась источником поправок в двадцатьдве текстовые статьи отраслевого закона.

Особуюгруппу образуют изменения текста закона,связанные с налоговым и бюджетнымрегулированием в области высшего ипослевузовского профессиональногообразования.

Например, из текста законаисключено, как и в предыдущем законе,упоминание о Федеральной программеразвития образования (ст. 2).

Но главноевнимание уделено содержащимся в текстеотраслевого закона нормам финансовогоправа, как правило, дублирующих нормыбюджетного или налогового законодательства.

Самуюмалочисленную группу составляютредакционные поправки типа тех, которыевнесены в тексты статей 4, 13, 23, и ряддругих. В частности, из текста отраслевогозакона исключены обороты и понятия,которые относятся к объектам правовогорегулирования, не адаптированным кнынешней правовой системе страны, вчастности, «завод», «фабрика», «центральный»и иные.

Какможно видеть, поправки, сделанные и ктексту закона «О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании» вряд лиможно отнести к тем, которые влияют насистемный характер функционированиявысшего образования.

Источник: https://studfiles.net/preview/3966145/

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон о высшем образовании

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ)

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

 Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Новый Закон об образовании — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе — Закон об образовании от 1992 года, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года.

Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  • В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
  • Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
  • Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.
  • Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
  • Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
  • Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
  • Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
  • Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
  • Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
  • Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике».
  • В новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию». Сделано это потому, что термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
  • Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая,  в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

 Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу 1 сентября 2013 года.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

Источник: https://help.dnevnik.ru/hc/ru/articles/203474628-Федеральный-закон-от-29-12-2012-N-273-ФЗ-Об-образовании-в-Российской-Федерации-?mobile_site=true

Федеральный закон

Федеральный закон о высшем образовании

Краткий обзор последних изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

В августе 2018 года был подписан ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения направлены на совершенствование целевого обучения, улучшения организации бесплатной перевозки обучающихся, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 329-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Указанные изменения были подготовлены и приняты в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 г.

№ 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан» (далее — Постановление Конституционного Суда).

Постановлением Конституционного Суда было установлено, что часть 2 статьи 40 Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1) и 133 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.

В связи с этим обязанность организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, была возложена на муниципальный район или городской округ, на территории которого существенно затруднена или не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г.

№ 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» предусматривает внесение изменений в Федеральный закон, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

Статья 56 Федерального закона теперь излагается в новой редакции, посвященной исключительно целевому обучению.

Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон дополнен новой статьей 71.

1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Перечень заказчиков целевого обучения расширен за счёт категории индивидуальных предпринимателей.

В число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении, что призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.

Также введена новая норма об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3 лет, и срока трудоустройства в эту организацию.

При определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении новая редакция Федерального закона ограничивается возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как это было в ранее действующей редакции. Соответствующая мера призвана повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.

При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не как в предыдущей редакции Федерального закона — двукратно размеру мер социальной поддержки, а уже в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации является более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.

Новой статьей 71.1 устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к определенным категориям. Перечень указанных категорий дополняется по сравнению с перечнем, установленным Федеральным законом, такими категориями, как:

организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Прием на целевое обучение осуществляется по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в пределах квоты, которая устанавливается с учетом потребностей экономики Российской Федерации в квалифицированных кадрах.

Правительство Российской Федерации также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Учитывая установленное частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации право гражданина на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, законодательные изменения направлены на закрепление возможности приема в рамках установленной квоты только по тем специальностям и направлениям подготовки, которые реально востребованы экономикой субъектов Российской Федерации и где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.

К ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, при использовании механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджета дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета, за счет средств которых обучается гражданин, в случае соответствующего неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

Таким образом, новые меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.

Рассматриваемые изменения вступают в силу с 1 января 2019 года и не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 года.

3 августа 2018 года был подписан ещё один федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Указанный закон направлен на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Изменения направлены на установление законодательной позиции, которая заключается в том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

Рассматриваемые изменения призваны сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.

 Селиверстова Ольга Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Источник: http://www.lexed.ru/news/?ELEMENT_ID=7187

Юрист Агапов
Добавить комментарий