Как оплачивается надомное обучение учителям

Как оплачивается надомное обучение учителям

Как оплачивается надомное обучение учителям

Здравствуйте!

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г.

N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Примечания:

4.

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”

4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени.

Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Часы индивидуального обучения детей на дому по медицинским показаниям включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях и за учителями, ведущими это обучение, должна сохраняться заработная плата, установленная при тарификации на начало каникул.

При этом следует иметь в виду, что справки медицинских учреждений, ограничивающие, например, обучение детей на дому только по 31 мая, не являются основанием для прекращения выплаты заработной платы учителям с учетом учебной нагрузки, установленной для обучения ребенка на дому, поскольку эта работа и оплата за нее относятся к существенным условиям трудового договора. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»)

Поскольку коррекционные школы являются общеобразовательными, то ответ — да, входят.

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТг. Москва, 119119, Ленинский пр. 42тел. (495) 938-8777 факс (495) 930-6815E-mail: eduprof@spectrnet.ru

http :// www . ed — union .

оплата учителя домашнего обучения

ru

11 мая 2012 г. № 113

Рекомендации по установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей

VII. Учебная нагрузка учителей, обучающих детей на дому, а также припроведении занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по

состоянию здоровья к специальной медицинской группе

При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которыхданное образовательное учреждение является местом основной работы,обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинскимзаключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися,отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учебные

часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общихоснованиях.

Уменьшение учебной нагрузки учителей, осуществляющих указанную работу, по инициативе работодателя возможно только по причинам, установленнымпунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, с соблюдением порядка и сроков предупреждения, предусмотренных статьей 74 ТК РФ.

Наступление каникулярного периода для детей, обучающихся на дому, не

является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда медицинское заключение об обучении ребенка на дому выдано только по 31 мая, поскольку выданная справка соответствует лишь окончанию учебного года, который заканчивается для всех обучающихся тоже.

В случае, если у учителя, осуществляющего в соответствии с медицинским заключением обучение ребенка на дому, учебная нагрузка по независящим от него причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, установленной при тарификации (например, обучающийся направлен в специализированное учреждение или не продлен срок его обучения на дому на последующий период), то на такого учителя распространяются гарантии, о которых пойдет речь в разделе IX настоящих Рекомендаций.

IX. Гарантии учителей и преподавателей при уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года

Учителям, а также преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением образовательных учреждений педагогической направленности, применяющих норму 720 часов преподавательской работы за ставку заработной), у которых по независящим от нихпричинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению сучебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года,а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненнымоплачиваемым отпуском, выплачивается:заработная плата за фактически оставшееся количество часовпреподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательскойработы в неделю, установленную за ставку заработной платы;заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки доее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю,установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другойпедагогической работой;заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если онабыла установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю,установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другойпедагогической работой.Гарантии сохранения заработной платы за учителями и преподавателями вуказанных случаях фактически означают, что с этими работниками до концаучебного года не может быть расторгнут трудовой договор при любом объемеоставшейся после уменьшения учебной нагрузки, даже при ее полном отсутствии.Об уменьшении учебной нагрузки работники должны быть уведомленыработодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца, в течениекоторых работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотряна то, что учебная нагрузка в прежнем объеме в период после уведомлениявыполняться уже не будет).Особый уровень гарантий при уменьшении учебной нагрузки предусмотрендля преподавателей образовательных учреждений, реализующих образовательныепрограммы начального профессионального и среднего профессиональногообразования.

Пунктом 6 примечаний к приложению, утвержденному приказом Минобрнауки России № 2075, установлено, что преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Littleone 2006-2009 > Все о детях > Младшие школьники > Сколько доплачивают чителю за домашнее обучение?

Просмотреть полную версию : Сколько доплачивают чителю за домашнее обучение?

Ранимая Натура

12-02-2009, 23:45

После компрессионного перелома, сына через РОНО перевели на домашнее обучение. Школа на Крестовском, живем у м. Пионерская. Хочу понять, сколько реально за это получает учитель.

Я не за взятки — она и так ездит, но подозрения мучают — что ей дорога больше обходится до нас.

Подскажите, кто знает.
Спасибо

Оплатите дорогу.

Ранимая Натура

Источник: https://berkutgun.ru/kak-oplachivaetsja-nadomnoe-obuchenie-uchiteljam/

Надомное обучение = второсортное?

Как оплачивается надомное обучение учителям
Четких норм и правил организации надомного обучения нет. Строго должнысоблюдаться лишь требования общего числа академических часов: в начальной школе— 8 часов внеделю, с 5 по 8 класс — 10 часов, 9-классникам предписаны 11 часови старшеклассникам — 12. В рамках этих нормативов школа и вынуждена крутиться.

Львиная доля учебного времени, разумеется, отдается основным предметам, нопоскольку «музо» и «изо» и прочие хорошие и нужные дляжизни предметы из программы не удалены, им тоже приходится уделять внимание —хотя бы 11 с половиной минут в неделю (чаще, конечно, учитель соединяетчетвертинки и проводит 23-минутный урок музыки, ОРКСЭ или рисования один раз вдве недели).

Словом, положенные часы как дробят, исходя из особенностей предмета изаболевания ребенка, так и объединяют — как правило, это делается для удобстваучителя, особенно если живет семья «надомника» в отдалении от школы.Энергозатраты педагога следует экономить, — это общее мнение руководства школ,- особенно в свете того, что оплачивается учителю не ходьба, а преподавание.

Поэтому походы «надомника» в школу, естественно по согласованию с родителями,приветствуются. Особенно хорошо, когда ребенок приходит в «окна». И даже бываютслучаи, что оформленный как «надомник» ученик сидит на уроках в классе. «А чтотут такого, если ему хочется побыть в коллективе?» — против такого аргументаучителям возразить нечего.

Но тут есть свои риски, о них речь пойдет ниже.

В общем-то, как видно из приведенных выше данных, в сравнении с обычнымишкольниками, загруженными чуть не по 8-10 часов в день, «надомники» учатся мало.

Но если учесть, что работа с ними ведется индивидуальная (сравнимая по сути срепетиторством, но оплаченным школой), то часы, проведенные с учителем, поэффективности и продуктивности смело можно удвоить.

Но даже если мы удвоим (вслучае если преподаватель относится к своим обязанностям добросовестно)количество часов, их все равно недостаточно для освоения программы в полномобъеме.

Неслучайно в образовательных учреждениях повышенного уровня — лицеях игимназиях с профильным преподаванием тех или иных дисциплин — надомникивстречаются нечасто.

Обычно, если у ученика физ-мат лицея или языковой гимназиипоявляются серьезные (долговременные) проблемы со здоровьем, сопряженные снеобходимостью учить его на дому, администрация довольно твердо дает понять родителям,что ребенка нужно переводить в школу по месту жительства — «для его же блага»,потому что «ребенок не справится с серьезной нагрузкой, будет отставать ииспытывать моральный дискомфорт».

О чем свидетельствует этот широко известный факт? О том, что надомноеобучение в педагогической среде априори считается второсортным — ждать от негохороших результатов по меньшей мере наивно.

Я сразу оговорюсь, что надомное обучение не нужно путать с экстернатом(очно-заочной), дистанционным (заочной) формами обучения и тем более с семейнымобразованием, хотя по сути, все названные формы являются домашними. За надомноеобучение целиком ответственна школа, в которой числится ребенок.

Она отвечаетза выполнение программы, контролирует педагогов и из своего бюджета оплачиваетих труд.

Нетрудно догадаться, что если надомников в школе много и тем более,если надомники появляются в середине финансового года, после утверждениябюджета, стоимость одного урока резко падает — потому что школьный бюджетподобен тришкину кафтану.

Но поскольку основанием для перевода на надомное обучение является документо временном или долговременном нездоровье ученика и заключение комиссиилечебно-профилактического учреждения, то школе приходится мириться с данностьюи решать проблему, рассчитывая только на свои силы. Она и решает. Как может.

Часто родители надомников бывают недовольны организацией обучения. Многиеиз них жалуются, что уроки нередко пропускаются, переносятся, комкаются,проводятся без должного внимания. Они не понимают, что корень проблемы кроетсяв финансовой плоскости. Учителя в большинстве своем люди ответственные идобросовестные, склонные радеть о результате и выполнять обязанности.

Носегодня они настолько перегружены ими, что им не позавидуешь. Многие функции,возложенные на учителя, вовсе не оплачиваются, что-то оплачиваетсясимволически. Мотивации по сути нет, расчет лишь на энтузиазм. Учитель,занимаясь с надомником, чаще всего даже понятия не имеет, сколько стоит его час- об этом знает лишь бухгалтерия, но делиться своим знанием не торопится,потому что суммы «плавают».

И чаще всего «плывут» они в сторону уменьшения всвязи с сокращением бюджета. О серьезном урезании бюджета и необходимостижесткой экономии бюджетных средств директора говорят уже второй год.

Станешь листимулировать и мотивировать, если денег не хватает даже на зарплату?Удивительно ли, что тарификация учителей, обучающих «надомников», проведенная вначале года, далеко не всегда совпадает с последующими реальными выплатами.

Но это только часть трудностей. Вторая часть чисто организационная.Составить удобное для всех педагогов «надомное» расписание, особенно если«надомников» в школе много, не представляется возможным.

Индивидуальные графикито и дело корректируются в связи с общешкольными и внеклассными мероприятиями,которые хоть и планируются заранее, но проводятся когда придется (и тут всепонятно, ибо школа — живой организм и нельзя требовать от нее протокольноговыполнения планов).

Поэтому далеко не всегда учителя виноваты в том, чтоиндивидуальный урок срывается или переносится, или — того хуже — проводится вспешке.

Есть еще один важный момент. Перечень заболеваний,наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерствомздравоохранения Российской Федерации. Замечу, дает право, но не обязывает.

Поэтому если родители хотят, чтобы ихребенок посещал школу наравне со всеми, администрация школы не может этомупрепятствовать. В крайнем случае — может аргументированно убеждать.

Причемочень важно, если убедить родителей учить на дому не удается, заручитьсядокументом, снимающим со школы ответственность — в этом случае нужно взять сродителей заявление и расписку в том, что они отдают себе отчет о возможныхрисках.

Риски, конечно же, есть. Дети с ДЦП испытывают трудности с передвижением и,попав в толпу несущихся по лестницам школьников, могут потерять равновесие,упасть и сильно удариться. У астматиков и эпилептиков школа можетспровоцировать приступ, а помощь далеко не всегда поспевает вовремя. Так,несколько лет назад в одной из нижегородских школ произошел трагический случай.

Девочка, больная астмой, скончалась от приступа в школе, не дождавшись приездаскорой. По документом она числилась на надомном обучении, но родители хотели,чтобы она ходила на уроки. Девочка была способной, и ей хотелось быть вколлективе. Но так как просьба родителей была устной и заявления с них нетребовали, вся ответственность за трагедию легла на руководство школы.

Поэтому как сделать для ребенка лучше, гуманнее, разумнее, должны все-такирешать родители. На школу надейся, а сам не плошай, как говорится. Конечно, увсех детей должны быть равные шансы на образование. В идеале. Но наша странапока бедна и не может, даже по финансовым причинам, обеспечить всем детямравные условия. Это нужно признать, чтобы не требовать невозможного отдиректоров и педагогов.

Каким может быть решение проблемы? На мой взгляд, самым разумнымпредставляется создание при муниципалитетах единого центра, занимающегосядетьми, нуждающимися в особом, индивидуальном обучении.

При центре должнаработать одна или несколько (в зависимости от численности школьников) мобильныхпедагогических бригад, хорошо оснащенных и отдельно финансируемых. Всеспециалисты этого центра должны в идеале получать особую квалификацию «педагог,работающий по программе индивидуального обучения».

Только тогда можно будеттребовать стопроцентного качества преподавания. Причем зарплата такого педагогадолжна рассчитываться особым образом, с повышающим за сложность и удаленностькоэффициентом.

В свете того, о чем уже давно говорят дошкольные психологи идефектологи, уменьшения количества «надомников» в будущем ожидать неприходится. При том, что речь здесь лишь о детях с сохранным интеллектом. Онадомниках коррекционных школ разговор особый.

Возможны, конечно, и другие варианты организации обучения. Но принципрешения проблем один — необходимо в первую очередь создать работникам условия,при которых можно требовать высокого качества. А если работа хроническивыполняется плохо, значит условия из рук вон плохи.

От редакциисайта «Учительской газеты»

Этой публикацией на сайте «Учительской газеты» мы открываем сериюматериалов, с помощью которых планируем показать и проанализировать ситуацию снадомным обучением в России.

Тему для этой серии публикаций подсказала нам победитель Всероссийскогоконкурса «Учитель года России-2015» Ольга Рычкова, учитель математикисредней школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области.

Именно оназадала Владимиру Путину  вопрос опроблемах тарификации часов для детей-надомников во время встречи в городе СочиПрезидента России с пятнадцатью лауреатами конкурса «Учитель года России-2015».

Тогда Владимир Путин поручил присутствующему на встрече министру образования инауки Дмитрию Ливанову разобраться в сути вопроса, ответ на который в Сочи таки не прозвучал.

Как насамом деле обстоит ситуация с обучением детей-надомников? Реально ли для них получениекачественного образования на том же уровне, что и для детей, посещающих школы?

Следите заматериалами нашего сайта.

Есть мнение!

Ольга Кико, учитель истории и обществознания школы №5города Гая Оренбургской области:

В надомном обучении, как и в обычном, все неодинаково.Разные ситуации и, соответственно, разное качество. Если ученик на надомномобучении временно и с травмой, не влияющей на интеллект, то у него уроки ведут,как правило, те же педагоги, что и в его классе.

Потери в качестве для ребенкав этом случае невелики, просто часов меньше. Но если ученик ответственноготовится, да еще знает, что его обязательно спросят (ведь на уроке только он),то все можно изучить и за короткое время.

Я сама занималась с такими детьми,иногда по несколько месяцев, иногда и по скайпу (в период инфекций).

Хуже тем детям, которые на надомном обучении годами иу которых существенные психологические и интеллектуальные проблемы. С нимитяжело и малорезультативно. Специалистов для работы с такими детьми обычно вшколе нет, а педагогу невыгодно из-за одного-двух часов готовить абсолютнодругую программу.

Да и времени на посещение обычно уходит много. Скажем так,затраты не окупаются. Поэтому часто с такими детьми занимаются учителянедогруженные, которым деваться некуда: часы нужны. Но есть и тут хорошиепримеры. В нашей школе училась девочка с ДЦП, причем довольно тяжелым.

Правда,ее мама — сама педагог, и это, видимо, сыграло положительную роль. Девочказакончила школу, техникум по дистанционной программе и в этом году поступила вМГУ. Из Москвы приехала, воспрянувшая духом, говорит, что там их очень хорошоприняли.

То есть все-таки в обучении, как обычном, так и надомном, очень многое зависитот самих детей и их родителей. Результат определяют именно их совместныеусилия. 

АлексейОвчинников, учитель биологии средней общеобразовательной школы села БаловневоЛипецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель годаРоссии-2011»:

Надомное обучение — лишь один из вариантов получения образования учеником, потем или иным причинам не имеющего возможности посещать образовательноеучреждение. Например, в рамках ПНП «Образование» в 2009-2012 годах действовалапрограмма «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», согласнокоторой в каждом регионе должно было быть организовано не менее одного центрадистанционного образования для детей-инвалидов.

Во многих регионах эти центры работают, например, в Липецкойобласти. Я сам работал в таком центре четыре года. Создание дистанционныхцентров было федеральной программой, деньги на которую выделяли на условияхсофинансирования. Но большая часть средств была федеральной.

Важно, что подобные центры дистанционного обучения, какправило, регионального уровня, т.е. финансируются нормально и у детей тамполноценная учебная нагрузка, как в обычной школе.

Другой вариант – это интернаты различного вида. Длянекоторых детей — это возможность и учиться, и лечиться, т.к. там обычно естьштат узких специалистов и специальные условия для детей-инвалидов.

Причем, вЛипецке, например, дети, живущие в областном центре, могут жить дома, а учитьсяв интернате, а иногородние там же и живут.

Более того, процесс дальнейшеготрудоустройства выпускников не остается без решения, а существует системасопровождения ребят, в результате чего они имеют возможность реализоваться вовзрослой жизни.

Сейчас, на фоне перехода к инклюзии, многие спецучреждениязакрывают («Учительская газета» периодически об этом пишет), хотя зачастую этоне целесообразно по многим причинам.

Хочу обратить внимание и на то (мой опыт работы это подтверждает),что дети с заболеваниями, но посещающие школу, развиваются, обучаются,социализируются успешнее, чем их ровесники, находящиеся дома или вспецучреждении.

Вариант собственно надомного обучения – самый плохой, т.к.очень затратный для школы, а надомников «прикрепляют» именно к школам. Еслишкола маленькая, а учредитель (муниципалитет) бедный, то и стараются дать этимдетям поменьше часов, потому что полную нагрузку бюджет не потянет.

В идеале у ребенка должно быть несколько вариантов полученияобразования, чтобы можно было выбрать лучший именно в конкретном случае. Длякого-то на самом деле и 8 часов может быть достаточно.

Я бы не стал данныйвопрос решать по принципу «взять и вместо 8 часов дать всем по 20». Хотя вкаком-то конкретном случае нужно сделать именно так.

Возможно, нужно лучшеизучать имеющиеся возможности и персонально работать с каждым ребенком, выбираядля него оптимальные формы, методы и траектории получения образования.

Готовим к публикации!

Продолжением темы «домашнего» воспитания станут материалы об организацииэкстерната и семейного образования. Следите за материалами нашего сайта!

Фото Ольги Максимович

Источник: http://www.ug.ru/article/878

Оплата труда учителя при обучении детей на дому

Как оплачивается надомное обучение учителям

Согласно информации Рособрнадзора, нарушения при организации индивидуального обучения детей на дому входят в перечень типичных, то есть весьма распространены*. Напомним, как оплачивать педагогам такой труд, чтобы не было претензий со стороны проверяющих.

* Письмо Рособрнадзора от 15 января 2014 г. № 05-08.

Ю.О. Вербицкая, юрист МКУ «Центр бухгалтерского иматериально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

Нюансы оплаты при домашнем обучении

Для педагогов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы – 36 часов в неделю (с некоторыми исключениями). Это закреплено в приложении к приказу Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075(далее – приложение № 2075).

Получается, что если учитель обучает детей на дому, то часы такого обучения должны входить в общие 36 часов работы в неделю наряду с другой педагогической работой.

Так, согласно пункту 2.

5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г.

№ 69, проведение индивидуальных занятий на дому с детьми (по медицинским показаниям) может относиться к форме догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

В случае если часы обучения детей на дому выходят за норму в 36 часов, то за такую работу положена дополнительная оплата – соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (п. 3 примечаний в приложении № 2075).

Противоречие в нормах законодательства

Разберемся, не противоречит ли данная норма Трудовому кодексу РФ об оплате сверхурочной работы.
Ведь согласно статье 152 Трудового кодекса РФ, сверхурочная работа оплачивается так: за первые два часа работы – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Здесь нужно обратиться к самому понятию сверхурочной работы, содержащемуся в статье 99 Трудового кодекса РФ: сверхурочной считается работа, выполняемая сотрудником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Причем в определенных случаях к сверхурочной работе сотрудник может привлекаться только с его согласия.

Получается, что если педагог привлекается к работе сверх установленных часов на ставку заработной платы даже с его согласия, то это будет считаться сверхурочной работой.

Подробно о продолжительности рабочего времени для разных категорий педагогов можно прочесть на стр. 44 нашего журнала.

Это уже не первая ситуация, когда нормы о продолжительности рабочего времени педагогических работников, изложенные в ведомственных актах, противоречат Трудовому кодексу РФ (например, также спорными вопросами являются нормы о том, что считать совместительством и как его оплачивать). Понятно, что в таком случае следует применять нормы Трудового кодекса РФ.

Если же финансирования на оплату времени сверх 36 часов нет, то можно попытаться договориться с работником не о сверхурочной работе, а о совмещении. Совмещение – это выполнение работы за пределами основной продолжительности рабочего времени с согласия работника.

Если мы оформили рабочее время сверх 36 часов именно совмещением, а не как сверхурочную работу, то оплачивать будем в одинарном размере, а не в двойном или полуторном.

Расчет зарплаты

В целом каких-то отличий в оплате времени обучения в стенах образовательного учреждения и на дому не предусмотрено. Время оплачивается одинаково. Иное можно предусмотреть локальными нормативными актами или коллективным договором, если, конечно, это улучшает положение работника.

Обратимся к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2012–2014 годы (утверждено Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 2 февраля 2012 г. № СОГ-3/12).

Мы также увидим, что месячная заработная плата учителей (в том числе обучающих детей на дому в соответствии с медицинским заключением) определяется путем умножения размеров установленных им ставок заработной платы на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного результата на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Компенсация проезда до дома ученика

Особо выделим момент возмещения работнику транспортных расходов.

Чтобы компенсировать педагогу его расходы на проезд, нужно, чтобы посещение ребенка на дому было оформлено либо как командировка, либо как разъездная работа (например, если учитель постоянно работает только с детьми на дому).

Но учтите: если в трудовом договоре указан местом работы конкретный город, то проезд к ребенку в этом же городе не будет командировкой. Ведь, как правило, командировкой признается поездка в другой населенный пункт.

И это должно быть оформлено соответствующими документами (командировочным удостоверением, служебным заданием и т. д.).

Если же считать работу учителя разъездной, то размер и порядок возмещения расходов должны быть установлены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 168.1 Трудового кодекса РФ).

Перечень профессий и должностей сотрудников, работа которых имеет разъездной характер, определяет сама организация. При этом законодательство не уточняет, сколько именно поездок и с какой периодичностью должен совершать сотрудник, чтобы его работа признавалась разъездной.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/4648-oplata-truda-uchitelya-pri-obuchenii-detey-na-domu

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Как оплачивается надомное обучение учителям

В соответствии Федеральным законом от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом  уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ  — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»  — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» —  КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Оформление обучения на дому

Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо  обратиться  в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут  применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.

2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое  становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ  была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми  в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации»,  а порядок их обеспечения установлен  приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г.

N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который  вступил в силу  1 января 2016 года.

С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

Отличие обучения на дому от семейного образования

Иногда  родители (законные представители) смешивают эти  понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

В чем же их принципиальные отличия?

  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения  на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей)  на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44  Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно   Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение  может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и  самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2.Примерная форма заявления родителей

Директору (наименование образовательной организации)

(ФИО

родителя (или законного представителя) (ФИО),

проживающего (регистрация)

Заявление

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому  в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

Основание: медицинская справка, выданная   (наименование  медицинского учреждения и дата выдачи).

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),

Дата ___________

Подпись __________________ (расшифровка подписи)

Источник:

Федеральные законы:

 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)

ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

Приказы Минобрнауки  России:

от 9 ноября 2015 г. N 1309

от 2 сентября 2013 года № 1035

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Материалы с сайтов:

http://273-фз.рф/sites/default/files/files/formy_polucheniya_obrazovaniya_2014_08_15.pdf

http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe

https://pravoved.ru/question/517333/

http://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/

Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение

Письмо МО РФ об обучении на дому.pdf

http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

http://direktor.ru/article.htm?id=116

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

Источник:

Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение ‎по основным общеобразовательным программам на дому»

Также по теме в блоге

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

Инклюзивное образование на пути внедрения

Директору школы о семейном образовании

О применении электронного обучения и дистанционных технологий

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Источник: https://eduinspector.ru/2016/05/12/obuchenie-detej-na-domu-otlichitelnye-osobennosti/

Юрист Агапов
Добавить комментарий