Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания

Осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет важное значение для реализации принципа законности, что позволяет обеспечить соблюдение прав и обязанностей осужденных.

При этом Уголовно-исполнительный кодекс РФ четко определяет виды данного контроля, каковыми являются: контроль со стороны органов государственной власти и местного самоуправления; судебный контроль; ведомственный контроль; прокурорский надзор и общественный контроль.

Контроль со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со ст.

19 УИК РФ федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территориях.

Порядок такого контроля регламентируется законодательством Российской Федерации. Так, Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что такой контроль могут осуществлять:

1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важная роль в обеспечении соблюдения законов при исполнении наказаний отведена судебному контролю, в соответствии с которым суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд также рассматривает жалобы и заявления осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст.

20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, обязательных и исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества и смертной казни.

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль. Так, ст. 21 УИК РФ определяет, что ведомственный контроль осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.

Например, в отношении учреждений, входящих в уголовноисполнительную систему Министерства юстиции, такой контроль могут осуществлять: Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний Минюста России, территориальные управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН, УФСИН).

Министерство юстиции наделено полномочиями по изданию во исполнение и на основании уголовно-исполнительного законодательства нормативных правовых актов (приказов, инструкций, наставлений, правил и др.) по отдельным направлениям и вопросам организации исполнения наказаний.

Ведомственный контроль проводится для проверки соблюдения администрацией и осужденными законов и иных нормативных актов в процессе исполнения наказаний.

Он предусматривает также рассмотрение жалоб и заявлений осужденных и иных лиц, анализ отчетов, справок, обзоров, проведение служебных расследований, проверок и других аналогичных действий[1].

Контрольные функции возложены на центральный орган уголовноисполнительной системы — ФСИН России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.

№ 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России осуществляет контроль: за точным и неукоснительным исполнением приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, подозреваемых и обвиняемых; за оперативной обстановкой в УИС через систему дежурных частей.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуру возложена обязанность обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из этого прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, предполагает проверку законности отбывания наказания осужденными в соответствующих учреждениях и органах, соблюдения прав и интересов осужденных, а также выполнения ими обязанностей, установленных законами и подзаконными актами.

Согласно ст.

22 УИК РФ прокурорский надзор осуществляется Генераль- ным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами, которым предоставлено право опрашивать осужденных, знакомиться с документами и материалами расследований, проверок, оперативными материалами, проверять обоснованность приказов, распоряжений и постановлений администрации, требовать объяснения по фактам нарушения законности и др. Прокуроры имеют право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных в нарушение закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 УИК РФ правом контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, обладают на основании и в порядке, предусмотренном законодательством, общественные объединения, которые также призваны оказывать содействие в работе указанных учреждений и органов в исправлении осужденных, что определено в ч. 1 ст. 23 УИК РФ.

Для осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, оказания им содействия в исправлении осужденных, а также гласности в деятельности указанных учреждений и органов УИК РФ четко определяет порядок их посещения представителями органов государственной власти, общественных организаций и объединений.

Так, согласно ст. 24 УИК РФ без специального на то разрешения посещать места отбывания наказания могут: 1) Президент и Председатель Правительства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2) президенты и главы правительств субъектов Российской, Федерации — в пределах соответствующих территорий; 3) главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующих территорий; 4) Генеральный прокурор и прокуроры субъектов Российской Федерации, а также подчиненные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; 5) должностные лица вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции; 6) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях дислокации учреждений и органов, исполняющих наказания; 7) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, — в пределах соответствующих территорий.

По специальному разрешению администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов могут посещать данные учреждения и органы представители зарегистрированных средств массовой информации и иные лица, например, священнослужители, научные работники и др.

При этом кино-, фото- и видеосъемка осужденных, а также их интервьюирование осуществляется только с письменного согласия самих осужденных.

Кино-, фото и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с выданного в письменной форме разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.

Источник: https://m.studref.com/407574/pravo/kontrol_deyatelnostyu_uchrezhdeniy_organov_ispolnyayuschih_nakazaniya

Стр. 1 | § 8. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания | Глава 8. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ | ОБЩАЯ ЧАСТЬ |

Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания

СТАТЬИ АРБИР
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Общественный контроль — это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являющийся ярким свидетельством уровня демократизации общества.

На основании порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации, общественные объединения не только принимают участие в процессе исправления осужденных, но и осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 23 УИК РФ).

Таким образом, деятельность администрации находится под контролем международных организаций, государственных структур, а также под контролем общественности.

Кроме того, в воспитательных колониях, в отличие от других исправительных учреждений, законом предусмотрено создание и функционирование попечительских советов, состоящих из представителей государственных организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст.

142 УИК РФ), а также родительских комитетов, создаваемых из числа родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных (ч. 2 ст. 142 УИК РФ). Их основная цель состоит в оказании помощи администрации воспитательных колоний в исправлении осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения.

Это не исключает и их участия в осуществлении контроля за соблюдением законов администрации колоний.

Представляется целесообразным принятие некоторых новых федеральных законов и нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее расширение возможностей участия общественных объединений в контроле за учреждениями и органами, исполняющими наказания. В настоящее время система эффективного контроля находится на этапе становления. Формы участия общественности в контроле за соблюдением законности довольно разнообразны.

Контрольные функции могут также осуществлять в ходе реализации своих прав по оказанию помощи исправительным учреждениям в материально-бытовом обеспечении и воспитательном воздействии на осужденных, общем и профессиональном обучении осужденных, поддержании контактов с родственниками и другими лицами: органы местного самоуправления; общественные наблюдательные комиссии; отдельные граждане; общественные объединения; религиозные объединения; средства массовой информации; правозащитные неправительственные организации.

Контроль общественных формирований осуществляется при реализации и иных форм деятельности. Наиболее распространенной является деятельность представителей адвокатуры по защите прав и законных интересов осужденных. Адвокаты, представляющие интересы своих подзащитных, могут сообщать о ставших известными им случаях нарушений законов в прокуратуру и иные органы государственной власти.

Из текста закона (ч. 3 ст. 24 УИК РФ) вытекает возможность участия в общественном контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, представителей средств массовой информации. Речь идет о праве на посещение учреждений и органов, исполняющих наказание. При этом требуется специальное разрешение администрации этих учреждений.

В последние годы возросла активность различных правозащитных общественных объединений в осуществлении контроля за деятельностью исправительных учреждений.

Законом предусмотрены отдельные разумные ограничения в получении сведений, вызываемые необходимостью обеспечения прав и законных интересов как осужденных, так и персонала.

В частности, кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

Для обеспечения безопасности в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сведения о прохождении службы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010

Количество показов: 2416

Источник: http://arbir.ru/articles/a_43315.htm

Общая характеристика государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказаний

Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания

Мазалева Людмила Валерьевна1, Рахманкин Егор Александрович2
1Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказания, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета
2Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт» Федеральной службы исполнения наказания, преподаватель кафедры организации режима и надзора юридического факультета

Библиографическая ссылка на статью:
Мазалева Л.В., Рахманкин Е.А. Общая характеристика государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказаний // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24450 (дата обращения: 26.03.2019).

Государственный контроль осуществляется государственными органами и должностными лицами, представляющими различные ветви государственной власти.

Сущность данного вида контроля состоит в том, что вышеуказанные должностные лица и органы наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями, в рамках которых они правомочны давать обязательные для исполнения указания работникам пенитенциарных учреждений и органов.

В компетенцию субъектов государственного контроля также входит применение мер государственного принуждения в случае неисполнения законных требований.

Уголовно-исполнительное законодательство, в частности, статьи 19-24 УИК РФ, регламентируют относительно самостоятельные виды контрольной деятельности и субъектов, ее осуществляющих: контроль федеральных органов государственной власти (ст. 19 УИК РФ), судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст.

21 УИК РФ), прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 22 УИК РФ), участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за соблюдением прав человека (ст. 23 УИК РФ).

Кроме того, регламентируется и посещение учреждений и органов, исполняющих наказания 1, С. 18-20.

В научной литературе существует и иная классификация разновидностей контрольной деятельности пенитенциарных учреждений. Например, доктор юридических наук Зубарев С. М.

приводит следующую дифференциацию: 1) контроль Президента РФ; 2) контроль Парламента РФ (Государственной Думы и Совета Федерации); 3) контроль Правительства РФ; 4) контроль Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний (ведомственный контроль); 5) судебный контроль; 6) контроль Уполномоченного по правам человека (правозащитный контроль); 7) контроль Счетной Палаты и Министерства финансов (финансовый контроль); 8) прокурорский надзор 2, С. 126.

В своем исследовании мы предприним попытку несколько совместить данные классификации, рассмотрев все виды контроля в рамках уголовно-исполнительного законодательства. По-нашему мнению, финансовый контроль является самостоятельным и довольно обширным видом контроля, не предусмотренным гл. 3 УИК РФ, поэтому мы не будем его рассматривать в рамках нашего теоретического исследования.

Конституция РФ, а именно статья 11, повествует нам о том, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ 3, С. 6.

Поэтому для целей дальнейшего анализа удобно дифференцировать виды государственного контроля следующим образом: президентский, парламентский, правительственный и судебный контроль мы рассмотрим в данном параграфе, а остальные виды контроля проанализируем в последующих параграфах.

Президент РФ обладает всеобъемлющим конституционно-правовым статусом. Доказательством данного вывода может служить анализ главы четвертой основного закона страны.

Президент РФ является главой государства, верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, гарант прав и свобод, субъект законотворчества.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что Президент РФ осуществляет контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, рассматривая жалобы и заявления осужденных, ходатайства об их помиловании.

Общая функция пенитенциарного контроля главы государства определена конституционными нормами, содержащимися в п. «а» – «в», «д» статьи 83, ч. 3 статьи 115 Конституции РФ и др. Важнейшая контрольная функция – это участие в формировании состава субъектов исполнительной власти.

Согласно ч. 13 Указа Президента № 314 был закреплен статус ФСИН как федеральной службы, входящей в структуру органов исполнительной власти, и определены ее основные направления деятельности 4.

Руководящим звеном в структуре исполнительных органов выступает Президент РФ, ведающий на основании статьи 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», органами исполнительной власти по вопросам юстиции 5.

Президент РФ Указом № 1314 утвердил Положение о ФСИН России, разрешил иметь семь заместителей директора службы и девятнадцать управлений по основным направлениям деятельности, а также утвердил численность должностей в УИС 6, а в соответствии с Указом № 317 определил перечень должностей высшего начальствующего состава 7. Указом № 682 утвердил точное количество штатных.

Проанализировав вышеуказанную нормативно-правовую базу, мы можем выделить следующие полномочия Президента РФ в области пенитенциарного контроля: 1) назначает на должность и освобождает от должности директора ФСИН, его заместителей и высший начальствующий состав сотрудников УИС; 2) устанавливает количество заместителей директора, количество должностей и управлений по основным направлениям деятельности.

Кроме вышеназванных полномочий Президент РФ имеет право беспрепятственного посещения учреждений и органов УИС, находящихся в любом уголке страны, без специального на то разрешения (ст. 24 УИК РФ), рассмотрение докладов Министерства юстиции РФ, заслушивание руководства данного Министерства и службы о состоянии дел в УИС, рассматривает заявления осужденных, сотрудников и др.

Президент РФ, в силу большого объема обязанностей может, так скажем, делегировать свои полномочия в области контролирования пенитенциарной сферы полномочным органам – Контрольному управлению Президента РФ и полномочным представителям в определенном федеральном округе.

Таким образом, проанализировав правовое закрепление статуса главы государства, мы выяснили, что он занимает главенствующее положение в иерархии субъектов контрольной деятельности.

Следующим субъектом пенитенциарного контроля выступает высший законодательный орган – Парламент РФ – Федеральное Собрание РФ.

Функция контроля со стороны данного органа власти проявляется через законодательный процесс – издание законов, предопределяющих статус, цели деятельности и компетенцию учреждений и органов УИС.

Основными законодательными актами являются УИК РФ и Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Специфику конституционно-правового статуса Парламента РФ определяет глава 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание».

Методы и формы парламентского контроля чрезвычайно богаты. Все они четко расписаны, так скажем, в статье 5 Федерального закона «О парламентском контроле».

К ним относится, например, заслушивание отчетов Правительства РФ, направление парламентских запросов, проведение парламентских слушаний, расследований и др.

Важнейшее значение имеет взаимодействие Парламента РФ с иными органами государственной власти – Счетной палатой РФ, Уполномоченным по правам человека  РФ, Генеральным прокурором РФ (п. 12-14 ч. 5 вышеназванного закона) по вопросам эффективности функционирования ФСИН России.

Например, в целях оценки расходования бюджетных средств в УИС Государственная Дума дает поручения Счетной палате провести соответствующие процедуры контроля деятельности персонала УИС, отчет о проведении которых потом заслушивается на общих собраниях.

В целом, парламентский контроль проводится в целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина, противодействия коррупционным проявлениям, укрепления законности и правопорядка в местах лишения свободы, а также выявления ключевых проблем деятельности УИС.

Для реализации именно данных целей ФЗ [8] и УИК РФ (ст. 24) предусматривают индивидуальные формы парламентского контроля: рассмотрение заявлений и жалоб осужденных, посещение учреждений УИС, обращение с вопросами к министру юстиции и директору ФСИН и др.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем обобщить, что контрольная деятельность законодательного органа разделяется на коллективную и индивидуальную работу. В коллективе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы издаются нормативные источники, а индивидуальная работа осуществляется путем рассмотрения заявлений, обращений, личного посещения учреждений УИС и др.

Специфику конституционно-правового статуса основополагающего органа исполнительной власти воспроизводит глава 6 Основного закона РФ «Правительство РФ». Предметом контроля данного субъекта в области пенитенциарной системы является исполнение законодательных актов, в том числе и международных, а также соблюдение пенитенциарных стандартов деятельности персонала УИС.

К контрольным полномочиям Правительства РФ относится: создание, реорганизация и ликвидация исправительных учреждений, следственных изоляторов, производственных и иных вспомогательных предприятий и учреждений УИС (научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, военно-врачебные комиссии 9 и т.д.

), порядок обеспечения сотрудников оружием и боеприпасами, порядок постановки их на вооружение, нормы питания различных категорий осужденных: занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, осужденных женщин и их детей, осужденным, имеющим рост свыше 190 сантиметров, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находящихся в следственных изоляторах УИС  и др.

В целом, правительственный контроль отличается от парламентского практической направленностью действий – проверка соблюдения нормативных актов Парламента РФ, а также издание постановлений по конкретным вопросам функционирования УИС.

Мы определили, что к федеральным органам государственной власти относятся и судебные органы, осуществляющие самостоятельный контроль. Судебный контроль, как писал Николюк В. В., есть «важнейшее средство укрепления законности при исполнении приговора».

Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 20 УИК РФ) определяет полномочия суда в области контроля за УИС: 1) контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 и 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ (ч.

1 ст. 20 УИК РФ); 2) рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 20 УИК РФ); 3) рассматривает уведомления данных учреждений и органов и месте и начале исполнения и отбывания того или иного вида наказания (ч. 3 ст. 20 УИК РФ).

Контроль за исполнением приговора осуществляется как судом, непосредственно вынесшим обвинительный приговор данному лицу, так и судом, находящимся на территории того субъекта, на территории которого находится соответствующее исправительное учреждение или следственный изолятор. Данное утверждение вытекает из ч. 2 ст.

396 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее: УПК РФ). Также ч. 5,6 ст. 393 УПК РФ гласят, что «учреждения и органы, на которые возложено исполнение наказания, немедленно извещают суд о его исполнении и месте отбывания наказания». Рассмотрение же судами жалоб лица, содержащегося под стражей, регламентируется ст.

126 УПК РФ: администрация места содержания под стражей немедленно направляет жалобу лица в судебный орган.

Рассмотрев теоретические аспекты основных видов государственного контроля над персоналом исправительных учреждений, мы выяснили, что субъекты данного вида контроля, как правило, без специального разрешения могут посещать исправительные учреждения. Однако в данном направлении нельзя не заметить некоторые противоречия.

Факт конкуренции норм статей УИК РФ и Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». В связи с этим, поддерживая мнения автора диссертации Бакулина В. К.

, мы предлагаем внести изменения в статью 24 УИК РФ и статью 38 Закона № 5473-1, ограничивая право органов государственной власти и органов местного самоуправления посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Данное мнение основывается на положениях п. «о» ст.

71 Конституции РФ, согласно которому уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении исключительно Российской Федерации, а не в совместной собственности с ее субъектами.

Библиографический список

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон : [от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ : в ред. от 13 июля 2015 г. № 260-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 29 (часть I), ст. 4386.
  2. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации : [от 13 окт. 2004 г. № 1314] // Рос. газ. – 2004. – 19 окт.
  3. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний : указ Президента Рос. Федерации : [от 21 марта 2005 г. № 317] // Рос. газ. – 2005. – 19 окт.
  4. С.М. Зубарев, В.А. Казакова, А.А. Толкаченко. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / 5-е изд. испр., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013.
  5. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. анием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ] // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.
  6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Рос. Федерации : [от 9 марта 2004 г. № 314] // Рос. газ. – 2004. – 19 окт.
  7. О Правительстве Российской Федерации : федер. конституц. закон : [от 17 дек. 1997 г. №2-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 9, ст. 48.
  8. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : федер. закон : [от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ : в ред. от 3 мая 2016 г. № 4-ФЗ] // Рос. газ. – 2016. – 6 мая.
  9. Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему : постановление Правительства Рос. Федерации от 1 февраля 2000 г. № 89 // Рос. Газ. – 2000. – 11 нояб.

Количество просмотров публикации: Please wait

автора «Мазалева Людмила Валерьевна»

Источник: http://human.snauka.ru/2017/10/24450

Уголовно-исполнительное право

Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания

Конституция РФ в гл. 2 провозглашает широкие права и свободы человека и гражданина, гарантирует их защиту от посягательства всей системой внутреннего права, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, являющимися составной частью ее правовой системы.

Вместе с тем в ст. 55 Конституции РФ записано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уголовное наказание представляет собой меру государственного принуждения, выражающегося в совокупности ограничений личных, имущественных и других прав и свобод граждан, которые применяются по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Наказание есть форма ограничения прав человека и гражданина, посягнувшего на законом охраняемые интересы. Поэтому необходим жесткий и строгий контроль за установлением этих ограничений и их применением, т.е. за исполнением уголовных наказаний. Проблема контроля за соблюдением прав человека и гражданина и законности их ограничения носит международный характер.

Это подтверждается содержанием Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др.

На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний можно классифицировать по субъектам, его осуществляющим, на международный и внутригосударственный.

Внутригосударственный контроль по этому же признаку делится на виды: контроль органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль, включая средства массовой информации.

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в трех формах.

Первая — анализ международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина.

Вторая — обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них.

Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции — право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания.

Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат стандарты условий содержания заключенных в области: размещения заключенных; питания; соблюдения норм гигиены; касающихся одежды и спальных принадлежностей; физических упражнений и спорта; медицинского обслуживания; дисциплины; наказаний и средств усмирения; информирования осужденных и предоставления ими жалоб; контактов с внешним миром; перемещения заключенных; и др. ООН рекомендует всем государствам закрепить в национальном уголовно-исполнительном законодательстве принципы и положения, закрепленные в Правилах.

Исходя из этого положения в ч. 4 ст.

3 УИК РФ закреплено, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. К сожалению, по названным в УИК РФ причинам, рекомендации Правил в нашем законодательстве полностью не реализованы. Это обстоятельство отрицательно сказывается на достижении целей наказания в процессе его исполнения.

Контроль органов государственной власти осуществляется за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г.

№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют: Федеральное собрание РФ; Президент Российской Федерации; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов федерации.

Данный вид контроля, прежде всего, выражается в анализе установленной отчетности о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания; в обучении, подборе и расстановке кадров, исполняющих уголовные наказания; в устранении допускаемых нарушений в организации исполнения наказания и обеспечении законности в деятельности всего персонала органов и учреждений, исполняющих наказания, в проведении плановых и целевых проверок деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Судебный контроль исполнения наказания осуществляется при обращении приговора к исполнению, решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об освобождении от наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения, при рассмотрении жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание.

Во всех этих случаях суд обязан выявлять имеющиеся нарушения в деятельности администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а также устанавливать конкретных сотрудников, виновных в данных нарушениях, выносить частные определения, в которых должен вскрывать причины нарушений порядка исполнения уголовных наказаний и определять вину конкретных лиц, допустивших их, требовать от администрации и органов, исполняющих наказания, устранения обнаруженных нарушений и наказания виновных. Должностные лица учреждений и органов, исполняющие наказания, обязаны в установленный срок сообщить суду об исполнении предписаний, изложенных в частном определении.

Суд, вынесший приговор, осуществляет контроль за исполнением наказания по поступающим из учреждений и органов, исполняющих наказания, уведомлениям о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и смертной казни.

Страницы: 1 2

Источник: https://isfic.info/ispol/exten17.htm

Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания––система правомочных действий уполномоченных органов государства и общества по наблюдению и проверке соответствия деятельности персонала системы исполнения уголовных наказаний требованиям уголовно-исполнительного законодательства России в целях выявления и устранения имеющихся нарушений и предупреждения их в будущем.

В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

· Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления –– в пределах соответствующих территорий;

· Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

· должностные лица вышестоящих органов;

· судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

· депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены –– в пределах соответствующих территорий.

Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.

Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.

Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

В зависимости от субъектов контроль делится на международный, государственный и общественный, которые, в свою очередь, подразделяются на дополнительные виды.

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.Существуют четыре формы международного контроля:

1) периодическое представление Российской Федерацией докладов в комитет ООН о соблюдении прав человека, в том числе и при исполнении наказания;

2) сообщения и заявления иностранных государств о нарушениях в РФ прав человека, в том числе и осужденных;

3) индивидуальные жалобы осужденных в международные органы;

4) посещение представителями международных организаций (членами Европейского комитета по предупреждению пыток в места отбывания наказания) учреждений и органов, исполняющих наказания (по итогам посещения Комитет разрабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц).

Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

1) Контроль органов государственной власти. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

Контрольные функции Президента РФ вытекают из его правового положения как главы государства. Президент вправе издавать указы и распоряжения по вопросам исполнения наказаний, утверждает соответствующие законы, принятые Федеральным Собранием РФ.

На основании ст. 89 Конституции РФ Президент РФ наделен правом помилования. В соответствии с актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания либо его наказание может быть заменено более мягким. Президент РФ также осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ, в том числе и в вопросах исполнения уголовных наказаний.

Федеральное Собрание в лице Государственной Думы и Совета Федерации осуществляет контроль за деятельностью государственных органов, в том числе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, который выражается в следующих формах:

— подготовка и принятие законов;

— проверка расходования средств федерального бюджета на содержание ФСИН России и т.д.

Органы государственной власти субъектов РФ (президенты, губернаторы, руководители администраций, законодательные собрания, думы, депутаты и т.д.

) осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, путем рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и иных граждан, проверки расходования выделяемых из региональных бюджетов финансовых средств, отчетов руководителей учреждений и органов, исполняющих наказания.

Контрольные функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.org/1-96973.html

Юрист Агапов
Добавить комментарий