Кто оплачивает услуги ликвидатора ооо

Не оплачивают услуги ликвидатора

Кто оплачивает услуги ликвидатора ооо

Расходы ликвидатора возмещаются в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, кроме расходов на страхование его ответственности за причинение вреда вследствие непреднамеренных действий или ошибки во время выполнения своих полномочий, а также расходов, осуществление которых непосредственно не связано с исполнением им полномочий в деле о банкротстве, и расходов, связанных с выполнением таких полномочий в части, в которой они превышают регулируемые государством цены (тарифы) на соответствующие товары, работы, услуги или рыночные цены на день осуществления соответствующих расходов или заказа (приобретения) товаров, работ, услуг. Кстати, в такой ситуации будет удобнее заранее рассчитаться с членами ликвидационной комиссии или ликвидатором, чтобы долги на сумму их вознаграждений не мешались в ликвидационном балансе.

Теперь непосредственно о СЗВ-М. В этой форме отражаются индивидуальные

Расчеты с ликвидатором

Вопрос Добрый день.

Прошу разъяснить порядок денежных расчетов с ликвидатором за его услуги в компании, находящейся в процессе ликвидации.

Обязывает ли законодательство в обязательном порядке провести с ликвидатором расчеты?

Другой вариант — возможно заключение гражданско-правового договора в соответствии с гл. 39 ГК РФ между учредителем ООО и назначенным ликвидатором на оказание услуг ликвидатора общества.

Таким образом, в данном случае расчеты с ликвидатором и санкции за их отсутствие будут определяться условиями договора или в решении учредителя. При принудительной ликвидации В соответствии с п.

Оплата работы членов ликвидационной комиссии

Законный порядок проведения процедуры ликвидации ООО предусматривает, что на общем собрании учредителей, после того, как было принято решение о прекращении деятельности предприятия, также принимается решение и о назначении ликвидационной комиссии (ЛК), о чем более подробно можно почитать здесь.

При создании ЛК участники общества утверждают состав и размер вознаграждения председателя и других членов комиссии.

Заработная плата ликвидатора ооо

ФЗ исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников, что негативно отразится на деятельности общества:– срок проведения ликвидации увеличится;– ликвидация может вообще не осуществиться.

Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидациив связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует противликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации ООО недействительным, поскольку на общем собрании участники не приняли такое решение единогласно.

Общее собрание участников ООО «Т.» приняло решение о ликвидации общества. ОАО «Г.» (участник ООО «Т.») ало против ликвидации.

Оно посчитало, что принятое решение нарушает его права, и предъявило к ООО «Т.» требования о признании недействительными: · решения о ликвидации ООО «Т.»; · решения о назначении ликвидатора. Инструкции, утвержденнойпостановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г.

Договор на проведение ликвидации ООО

→ → Обновление: 2 августа 2019 г. Ликвидация общества может быть:

  1. принудительной (по решению суда).
  2. добровольной (по инициативе уполномоченного органа или участника общества);

Передать выполнение всей процедуры ликвидации по договору возможно только при ликвидации в добровольном порядке.

Ликвидация общества — сложный и долгий процесс. Процедура состоит из следующих основных этапов:

  1. уведомление налоговой и кредиторов (в том числе в печати);
  2. расчёты с кредиторами;
  3. утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
  4. утверждение ликвидационного баланса;
  5. принятие решения;
  6. распределение

Нужно ли начислять зарплату ликвидатору ооо

ООО недействительной, поскольку сумма активов по ликвидационному балансу превысила сумму активов по промежуточному ликвидационному балансу.

По этой причине кредиторы обратились в суд с требованиями:

  1. о признании недействительным решения инспекции о регистрации ликвидации.
  2. о признании недействительными действий ликвидатора;

Суд установил, что исходя из сведений промежуточного ликвидационного баланса у ООО «К.» отсутствовали актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства). Важно В частности, приликвидации

Квалификация и стороны договора о ликвидации юрлица Условия договора о ликвидации ООО Квалификация и стороны договора о ликвидации юрлица Как следует из ст.

Источник: http://fssp-zakon127.ru/ne-oplachivajut-uslugi-likvidatora-49398/

Возмещение собственниками расходов по ликвидации общества

Кто оплачивает услуги ликвидатора ооо

Согласно пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ учредители Общества обязаны, в случае необходимости, ликвидировать Общество за счет имеющегося у такого Общества имущества.

И только при недостаточности имущества у Общества, собственники солидарно несут затраты на ликвидацию.

Уже с сентября 2014 года имущественная ответственность участников Общества больше не ограничивается размером вклада в уставном капитал, и стало возможным взыскание расходов по ликвидации Общества с его собственников.

Прекращение деятельности компании процесс сложный, и законодатель возлагает на участников обязанность по выполнению определенного ряда действий, регламентированных статьей 63 Гражданского кодекса РФ, неисполнение которых чревато отказом налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица.

Закрытие фирмы требует определенных денежных затрат, которые в совокупности составляют стоимость всей процедуры. Наверняка многие задавались вопросом – сколько стоит ликвидация компании? Точную сумму вряд ли удастся назвать, однако цена вопроса напрямую зависит от особенностей ликвидируемой компании. Основным расходом при ликвидации является оплата (погашение) кредиторской задолженности.  

Новые правила ликвидации юридического лица, вступившие в силу с 2014 года, о возложении расходов, связанных с ликвидацией Общества коснулись ответственности участников Общества-должника, теперь расходы, связанные с ликвидацией компании, при недостаточности у нее имущества, участники возмещают сами. Причем такие затраты теперь они обязаны нести в любой ситуации. Что касается момента возникновения обязанности участников по возмещению расходов на ликвидацию, то он наступает с момента принятия участниками компании должника единогласного решения о прекращении деятельности компании.

Возмещение участниками расходов, связанных с добровольной ликвидацией Общества

Добровольная ликвидация Общества должника осуществляется по решению ее участников, об этом говорится в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ.

  Стартом процедуры добровольной ликвидации становится единогласное решение ее участников и назначении ликвидационной комиссии (см. п.2 ст.57 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

По закону принятие данного решения относится к исключительной компетенции общего собрания участников юридического лица.

Как мы уже успели отметить, пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса РФ устанавливает обязанность участников по соблюдению и финансированию всех процедур и мероприятий, связанных с добровольной ликвидацией компании. Согласно п.8 ст.

63 Гражданского кодекса РФ ликвидация считается завершенной, а компания ликвидированной, только после внесения налоговым органов в реестр записи о полном прекращении деятельности компании. Очевидно, что без всех необходимых документов, налоговый орган не вправе принимать решения о ликвидации компании.

Так начиная тему расходов участников по ликвидации компании, начнем с того, что участникам при подаче документов в регистрирующий орган, нужно оплатить государственную пошлину и приложить к пакету документов квитанцию об ее оплате. Данное требование закреплено в Федеральном законе РФ от 08.08.2001г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Размер государственной пошлины определяется в зависимости от типа юридического лица, обстоятельств и причин, по которым было принято его закрыть. Также размер государственной пошлины при ликвидации зависит от размера пошлины, уплаченной участниками при создании (регистрации) этого юридического лица.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 333.3 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, подлежащая уплате при государственной регистрации юридического лица составляет 4 000 рублей. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.

3 Налогового кодекса РФ, если участниками принято решение о ликвидации своего юридического лица, руководитель этого юридического лица обязан оплатить государственную пошлину в размере 20% от размера уплаченной при регистрации компании государственной пошлины, то есть 800 рублей.

Как видно алгоритм расчета государственной пошлины, которую необходимо оплатить при ликвидации компании, довольно прост.

Теперь перейдем к основным расходам, связанным с добровольной ликвидацией Общества:

  • оплата услуг ликвидатора или членов ликвидационной комиссии;
  • вознаграждение независимого оценщика, привлеченного для определения действительной цены имущества ООО;
  • издержки, связанные с изготовлением документов;
  • расходы, связанные с публикацией в «Вестнике государственной регистрации»;
  • почтовые расходы;
  • оплата услуг бухгалтера, юриста;
  • вознаграждение за уничтожение штампов, печатей;
  • расходы на передачу документов в государственный архив;
  • транспортные и прочие затраты, необходимые для завершения формальностей.

Следовательно, если у ликвидируемой компании недостаточно имущества или денежных средств, для покрытия расходов, связанных с ее закрытием в добровольном порядке, все вышеуказанные расходы понесут участники ликвидируемой компании.

Принудительная ликвидация Общества (банкротство): порядок взыскания расходов с участников

Судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим распределяются в порядке, установленном статьей 59 Федерального закона РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так с указанной нормой, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 настоящего Закона, расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества внеочередном порядке.

Если у организации должника недостаточно средств или имущества, для погашения расходов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), заявитель по делу о банкротстве обязан их погасить. Если же такие расходы были компенсированы самим заявителем, то у него возникает право требования к участникам должника. Пунктом 52 Постановления Пленума ВАС РФ  от 22.06.

2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве)» даны разъяснения, что заявление о взыскании (возмещении) расходов по делу о несостоятельности (банкротстве) (в том числе вознаграждения арбитражного управляющего или стоимости услуг привлеченного лица) с компании должника, заявителя, собственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников) должника рассматривается в деле о банкротстве по правилам ст. 112 АПК РФ (выдержка из указанного Постановления). Поэтому такое заявление может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело, не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу определения о завершении конкурсного производства или прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае пропуска срока подачи заявления о взыскании расходов по делу о банкротстве по уважительной причине, срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом (см. абз. 2 ч. 2 ст. 112 АПК РФ).

При рассмотрении заявления о взыскании расходов с заявителя либо собственника имущества должника, суд имеет право восстановить срок, если по требованию заявителя расходы были ранее взысканы судом с должника, но определение об этом не было исполнено по той причине, что у должника отсутствует имущество.

Таким образом, обращение в суд с заявлением о взыскании расходов с участников должника, а при недостаточности у них имущества для компенсации понесенных расходов к заявителю по делу о банкротстве, не должно увеличить время, в течение которого расходы управляющего будут возмещены.

Отнесение расходов, связанных с процедурой банкротства, на участников Общества-должника регламентировано пунктом 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.10.2002г.

№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», цитируем: «В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения».

Данная норма предусматривает, что размер  субсидиарной ответственности  лица, контролирующего должника, равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, это касается и заявленных требований кредиторов после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности у компании должника имущества. «Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц» (см. п. 2 ст. 134 Федерального закона РФ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Такая возможность покрытия расходов по делу о банкротстве должна иметь приоритет по отношению к предусмотренному Законом № 127-ФЗ возложению непокрытых расходов по делу на заявителя, несмотря на то, что Закон № 127-ФЗ имеет специальный характер, поскольку данные две правовые возможности покрытия расходов друг друга не исключают, и конкурировать между собой тоже не могут.

В завершении отметим, что возложение обязанности по возмещению расходов на учредителей, связанных с ликвидацией Общества должника часто возникает в арбитражной практике.

Учредители (участники) ликвидируемой компании обязаны компенсировать все расходы, связанные с ликвидацией в случае недостаточности имущества компании должника, даже в случаях, когда ликвидация осуществляется в порядке банкротства, все расходы по процедуре могут быть возложены на учредителей (участников).

Но и на этом изменения законодательства РФ, регламентирующего ликвидацию юридического лица и его исключение из ЕГРЮЛ не прекращаются. С 28 июня 2017 года вступят в законную силу новые изменения и поправки, касающиеся данных процедур.

С сентября 2017 года также будет дополнен перечень случаев исключения юридического лица из единого реестра по решению налоговой инспекции, а именно после вступления в силу указанных изменений, налоговый орган будет вправе исключить юридическое лицо из реестра даже при отсутствии средств на его ликвидацию у Общества и его участников.

Источник: http://apgmag.com/rashodi-likvidatsia-obshestva/

6 мифов о ликвидации

Кто оплачивает услуги ликвидатора ооо

Материал подготовлен адвокатом АБ «РЕВЕРА» Андреем Толочко и помощником адвоката Андреем Лойшей.

Миф 1. Ликвидация – хороший способ уйти от долгов?

Действительно, многие недобросовестные должники в течение продолжительного периода времени использовали ликвидацию в качестве механизма, позволяющего уклониться от исполнения долговых обязательств и (или) отсрочить его. 

Однако в последнее время в законодательство был внесен ряд существенных изменений, которые позволяют оказать противодействие недобросовестным должникам.

В частности, в ст. 53 Закона Республики Беларусь от 24.10.

2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»предусмотрено положение о том, что после возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если в отношении должника – индивидуального предпринимателя, должника – юридического лица в установленном законодательством порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) и завершена процедура реализации арестованного имущества.

Ранее недобросовестные должники, чтобы не допустить принудительной реализации арестованного имущества, принимали решение о ликвидации. Как следствие, исполнительное производство заканчивалось. 

В настоящий момент принятие решения о ликвидации после начала процедуры реализации арестованного имущества не повлияет на процедуру реализации и исполнительное производство.

Важный механизм противодействия недобросовестной процедуре ликвидации предусмотрен в ч. 5 ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13.07.

2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», согласно которой кредитор имеет право подать в суд заявление кредитора о банкротстве должника по истечении трехмесячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности.

С помощью данного правового механизма кредитор может противостоять ситуации, когда юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не погашает кредиторскую задолженность.

Больше информации о ликвидации — по ссылке.

Миф 2. Ликвидатор ничего не делает и получает за это деньги.

Во-первых, ликвидатор (ликвидационная комиссия) осуществляет деятельность как на возмездной, так и на безвозмездной основе. 

Во-вторых, законодательство возлагает на ликвидатора существенный объем обязанностей, которые необходимо исполнить:

  • в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган для включения в ЕГР сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
  • разместить (организовать такое размещение) в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;
  • принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомить кредиторов о ликвидации организации, а также осуществить реализацию иных мер, связанных с ликвидацией, в том числе осуществлять поиск, выявление и возврат имущества организации;
  • иные обязанности. 

Таким образом, вывод о том, что ликвидатор ничего не делает и получает деньги, является поверхностным. В действительности ликвидатор-профессионал исполняет большое количество обязанностей, результаты которых не видны кредиторам, но имеют важное значение при осуществлении процедуры ликвидации.

Миф 3. Если ликвидатор не включает в реестр требования кредитора, последний не может повлиять на ситуацию

В п. 4 ст.

60 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлено, что в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Соответственно, если ликвидатор (ликвидационная комиссия) игнорирует требования кредитора (к примеру, не получает почтовую корреспонденцию), незаконно отказывает в их принятии, кредитор вправе обратиться в суд.

При рассмотрении дел данной категории суды оценивают доводы стороны, позицию ликвидатора (почему требования не были включены в реестр), и, в случае установления факта незаконного отказа во включении требований кредитора в реестр требований суд обяжет ликвидатора включить данное требование.

Отметим существенный недостаток такого механизма защиты: в случае, если кредитор до ликвидации не получил вступившее в законную силу решение о взыскании с должника денежных средств, при подаче искового заявления кредитором должна быть уплачена государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера.

Миф 4. Если компания ликвидирована и исключена из ЕГР, то дальше нет смысла пытаться вернуть «зависшие» у нее деньги

В случае если требования кредитора не были погашены, не включены или иным образом проигнорированы, а организация была ликвидирована и исключена из ЕГР,  Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв.

Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.

2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение), предусматривает механизм защиты нарушенных прав и законных интересов кредитора.

Так, согласно ч. 1 п.

25 Положения собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

В силу ч. 2 п.

25 Положения кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в суд, рассматривающий экономические дела, иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.

Таким образом, если организация была исключена из ЕГР без удовлетворения требований кредитора, последний в течение трех лет может обратиться в суд с иском о привлечении собственника имущества (учредителей, участников), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), допустивших нарушение требований законодательных актов, к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированного юридического лица.

Миф 5. Если у кредитора в залоге имущество должника, то за счет этого имущества можно вернуть долг

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
  • в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица.

Таким образом, требования кредитора, обязательства которого обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица, будут удовлетворены в следующих случаях:

  • достаточности имущества, в том числе денежных средств, для погашения задолженности кредиторов первой и второй очереди;
  • только за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества.

Если денежных средств для погашения задолженности кредиторов первой и второй очереди недостаточно, требования кредитора, обязательства которого обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица, не будут удовлетворены.

Если размер требований кредитора превышает сумму, полученную от реализации заложенного имущества, требования кредитора в рамках третьей очереди будут удовлетворены только в пределах суммы, полученной от реализации заложенного имущества, оставшаяся часть требований будет удовлетворена в четвертую очередь.

Миф 6. Главное – стать в очередь кредиторов, а дальше пусть работает ликвидатор

Бездействие – не лучший способ защиты собственных имущественных интересов. Существуют ситуации, когда ликвидатор является высококвалифицированным специалистом и обеспечивает надлежащее проведение процесса ликвидации, защиту и максимальное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемой организации.

Но часто ликвидатор действительно бездействует, соответственно, удовлетворение требований кредитора напрямую зависит от его активности и реализации всех предусмотренных законодательством полномочий и механизмов.

Источник: http://statuspro.by/statia/6-mifov-o-likvidacii

Ликвидация должника под контролем суда

Кто оплачивает услуги ликвидатора ооо
Рассмотрим пример из судебной практики о том, как поставщик оборудования, не получивший оплаты от покупателя, вынужден был обратиться в суд с исковым заявлением о его ликвидации под контролем суда.

Данный способ защиты нарушенных прав был избран поставщиком, поскольку сроки ликвидации юридического лица по решению собственника, установленные законодательством, были нарушены ликвидатором, а мероприятия, связанные с ликвидацией юридического лица, не проводились. ОАО «Б» поставило УП «С» оборудование на условиях отсрочки оплаты.

Однако УП «С» в установленный договором купли-продажи срок расчет с ОАО «Б» за полученное оборудование не произвело. Более того, через определенное время УП «С» ушло в ликвидацию по решению собственника. Ранее ОАО «Б» получило судебный приказ о взыскании с УП «С» суммы задолженности за оборудование и пени за просрочку оплаты.

Поскольку УП «С» находилось в ликвидации, ОАО «Б» направило требование кредитора в адрес ликвидатора УП «С». Вместе с тем требование кредитора было возвращено ОАО «Б» без вручения ликвидатору по причине «за невостребованием». По имеющейся у ОАО «Б» информации, ликвидация УП «С» не осуществлялась. В связи с этим ОАО «Б» вынуждено было искать законный способ для защиты нарушенных прав.

Так, ОАО «Б» (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации УП «С» (далее – ответчик), с установлением срока ликвидации продолжительностью шесть месяцев. На момент рассмотрения дела по решению собственника от 14 июня 2016 г. № 7 ответчик ликвидировался согласно п. 6 ст.

113 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) и Декрету Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1). Сведения о ликвидации ответчика 27 июня 2016 г.

опубликованы в официальном издании Министерства юстиции Республики Беларусь – журнале «Юстиция Беларуси». Истцу только 15 сентября 2016 г. стало известно о ликвидации ответчика, поскольку еще в июле 2016 г. представители сторон участвовали в судебном заседании о рассмотрении жалобы истца на бездействие судебного исполнителя.

В судебном заседании ответчик не сообщил истцу и суду о том, что он находится в ликвидации. Возвращенное истцу требование кредитора с отметкой почты «за невостребованием» фактически не рассмотрено ответчиком. В связи с уклонением ответчика от рассмотрения требования кредитора данное требование не включено в реестр требований кредиторов.

Ликвидатором ответчика допущены следующие нарушения норм законодательства, регулирующего ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, а именно:

  • п. 1 ст. 59 ГК – в части письменного уведомления кредиторов о ликвидации юридического лица (истец не получал от ликвидатора соответствующего уведомления);
  • п. 3 ст. 59 ГК – в части продажи имущества ликвидируемого предприятия с публичных торгов;
  • абзаца шестого п. 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение), утвержденного Декретом № 1, – срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до 12 месяцев.

Фактически срок ликвидации составил 15 месяцев. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 57 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами. Согласно абзацу шестому части первой п. 3.

2 Положения юридическое лицо может быть ликвидировано по решению экономического суда в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации. Согласно части третьей п. 3.2 Положения при обнаружении основания для ликвидации юридического лица, предусмотренного в абзаце шестом части первой п. 3.

2 Положения, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица. Таким образом, истец полагал, что имеются основания для возбуждения производства по делу о ликвидации ответчика, поскольку действия, предпринятые в ликвидации, не привели к погашению задолженности перед кредиторами, ликвидация в установленные законом сроки не завершена. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что ликвидатором усматриваются основания для признания ответчика экономически несостоятельным (банкротом). Ответчиком было подано соответствующее заявление в экономический суд, которое возвращено ответчику ввиду отсутствия оснований для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Документы, запрошенные экономическим судом, не представлены.

В соответствии с п. 2.2 ст. 249 Налогового кодекса Республики Беларусь не признается объектом обложения государственной пошлиной рассмотрение исковых заявлений о ликвидации организаций, а также апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора по таким делам.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленное истцом требование о ликвидации ответчика в судебном порядке подлежит удовлетворению. В основу принятого судебного постановления судом были положены следующие выводы. В силу положений Устава ответчика ликвидация осуществляется в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь. 14 июня 2016 г. учредителем ответчика принято решение о ликвидации ответчика. На момент судебного разбирательства процесс ликвидации не завершен. Согласно п. 2 ст. 57 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации. В силу п. 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее – постановление Пленума № 18), согласно части второй подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК, п. 3.2, 3.3 Положения в экономический суд вправе обратиться с иском о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем шестым части первой п. 3.2 Положения, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования. Пунктом 11 постановления Пленума № 18 установлено, что при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица, заявленного по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов либо нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации, судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица, меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела. Ликвидация юридического лица не может быть применена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательных актов. При оценке наличия (отсутствия) оснований для удовлетворения иска о ликвидации юридического лица суду следует учитывать допущенные ответчиком нарушения и вызванные ими последствия. При оценке фактов грубого нарушения законодательных актов суд вправе принять во внимание те негативные последствия, которые они повлекли, в т.ч. причинение ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам или юридическим лицам. В данном споре имеет место нарушение ликвидатором срока ликвидации ответчика, который на дату рассмотрения дела составил 15 месяцев. В соответствии со ст. 59 ГК председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган для включения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей, установленных ст. 60 ГК, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого юридического лица, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. Как следует из материалов дела, уведомление о начале процедуры ликвидации не направлено истцу. Меры по выявлению кредиторской задолженности ликвидатором не приняты. Более того, требования, направленные истцом, не рассмотрены, уведомления о включении суммы задолженности перед истцом в реестр требований кредиторов не направлено. Таким образом, суд усматривает грубые нарушения, допущенные ответчиком, при проведении процедуры ликвидации, что влечет причинение ущерба имущественным интересам истца. Кроме того, исходя из анализа ст. 59 ГК ликвидатор принимает все меры для погашения кредиторской задолженности, а в случае недостаточности денежных средств ликвидируемого лица для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном актами законодательства. Доказательства принятия мер по реализации имущества ликвидируемого ответчика с целью погашения кредиторской задолженности суду не представлены, как и документы, подтверждающие наличие какого-либо имущества, денежных средств у ответчика, промежуточный ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов также не представлены. В соответствии с п. 13, 16 постановления Пленума № 18 при принятии решения о ликвидации юридического лица суд с учетом всех обстоятельств дела назначает ликвидационную комиссию или ликвидатора.

Копия решения суда о ликвидации юридического лица в пятидневный срок со дня его вступления в законную силу направляется судом лицам, участвующим в деле, регистрирующему и налоговому органам независимо от того, являются ли они лицами, участвующими в деле.

Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) может быть назначено лицо, кандидатура которого представлена органом, обратившимся в суд с иском о ликвидации юридического лица, с его согласия. Применительно к п. 3 ст. 58 ГК моментом назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) по решению суда является момент вступления в законную силу решения суда о ликвидации юридического лица, если только суд не допустил немедленного исполнения решения в соответствии с частью второй ст. 205 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. С момента вступления решения в законную силу (а в случае немедленного исполнения – со дня его объявления) полномочия по управлению делами юридического лица переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Собственник имущества (учредители, участники) с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не может осуществлять свои права по управлению ликвидируемым юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им лица и органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Согласно поданному истцом ходатайству обязанности по ликвидации ответчика истец просит возложить на ликвидатора – ООО «А», представитель которого не возражал против назначения ликвидатором ответчика.

Суд постановил:

  1. Исковые требования истца о ликвидации ответчика удовлетворить. Ликвидировать ответчика.
  2. Возложить обязанность по ликвидации ответчика на ликвидатора – ООО «А». Разъяснить, что с момента возложения обязанностей по ликвидации ответчика на ликвидатора учредитель ответчика не может осуществлять свои права по управлению этим юридическим лицом, поскольку полномочия по управлению делами ответчика переходят к ликвидатору.
  3. Ликвидатору:
  • в соответствующий срок обеспечить публикацию объявления в органах печати о ликвидации ответчика;
  • установить срок для заявления требований кредиторов – два месяца с момента публикации соответствующего объявления о ликвидации ответчика в журнале «Юстиция Беларуси»;
  • в шестимесячный срок с момента принятия решения суда осуществить ликвидацию ответчика в соответствии с требованиями ст. 58-60 ГК, постановления Пленума № 18, Положением и другим законодательством;
  • в соответствующий срок представить на утверждение суду план ликвидации ответчика;
  • по итогам ликвидации ответчика в соответствующий срок представить в суд для утверждения ликвидационный баланс с письменным отчетом по итогам работы ликвидатора.

После завершения работы по ликвидации ответчика и отсутствия задолженности ответчик подлежит исключению из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Решение суда подлежит немедленному исполнению после его принятия и служит основанием для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В заключение необходимо отметить следующее.

В последние годы получила широкое распространение практика, когда субъекты хозяйствования, которые не намерены погашать долги, образовавшиеся перед другими субъектами – кредиторами, уходят по решению собственника в ликвидацию, при этом какие-либо мероприятия в процессе ликвидации таких субъектов хозяйствования со стороны ликвидационной комиссии (ликвидатора) не осуществляются. Таким образом, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) носит формальный характер. Сроки ликвидации, установленные законодательством, серьезно нарушаются. В приведенном примере кредитор обратился с исковым заявлением о ликвидации должника «под контролем суда» с установлением срока ликвидации продолжительностью шесть месяцев. О положительных результатах выигранного истцом дела пока сложно судить. Хочется обратить внимание на то, что нормами Декрета № 1 не урегулированы вопросы, связанные с оплатой услуг ликвидационной комиссии (ликвидатора), например, вправе ли кредитор заключить соответствующий договор с ликвидационной комиссией (ликвидатором) и могут ли денежные средства должника, находящиеся на его текущем (расчетном) банковском счете, быть источником оплаты расходов на указанные цели. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена административная ответственность для виновных лиц за нарушение сроков ликвидации.

Михаил Чеканинюрист

Источник: https://aqm.by/stati/economika-tryd-buh/likvidatsiya-dolzhnika-pod-kontrolem-suda/

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО

Кто оплачивает услуги ликвидатора ооо

Закрытие любого предприятия – это сложный и трудоёмкий процесс. Он связан со сбором информации, реализацией промежуточных мероприятий, подготовкой документов и прочими обязательными процедурами. Как правило, этой работой занимается ликвидатор, от профессионализма которого зависят сроки и последствия ликвидации фирмы.

Кто такой ликвидатор ООО

Ликвидатор – это ответственное лицо, которое назначается участниками компании для реализации процесса закрытия фирмы. Если на общем собрании учредители выбирают ликвидационную комиссию, её председатель становится ликвидатором.

После своего назначения специалист принимает полномочия и обязанности по руководству компанией до момента её закрытия. Действия ответственного за ликвидацию фирмы лица регулируются Законом РФ №129-ФЗ и осуществляются им без доверенности.

Назначение ликвидатора

Назначение специалиста проводится в соответствии с ГК РФ и Законом «Об ООО» № 14. Решение о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора принимается на общем заседании собственников компании, о чём составляется протокол собрания участников. Ликвидационная комиссия обычно выбирается на крупных предприятиях, где ликвидационный процесс более трудозатратный.

Если у фирмы один собственник, он назначает специалиста единолично. Иногда при закрытии организации собственники обращаются к фирмам, которые предоставляют подобные услуги. В ООО ответственный по ликвидации назначается приказом.

В таких ситуациях образец приказа о назначении ликвидатора ООО направляется в регистрирующий орган.
После избрания со специалистом заключается гражданско-правовой договор с указанием порядка действия и суммы вознаграждения.

Но, по обоюдному согласию сторон договор можно вообще не заключать, тогда порядок деятельности и размер оплаты специалиста не будут зафиксированы документально.

Может ли директор быть ликвидатором ООО

При добровольном закрытии организации закон не предусматривает каких-либо ограничений на лиц, которые могут назначаться на должность ликвидатора. В этой ситуации ответственным за закрытие предприятие лицом может стать директор фирмы.

Таким образом, директор компании может стать ликвидатором после отстранения от своих полномочий руководителя

Однако, при банкротстве предприятия ситуация меняется, и ответственным за процесс назначают конкурсного управляющего, которого выбирает судья.

Может ли учредитель быть ликвидатором ООО

В законодательстве нет ограничений в том, кто может быть ответственным при ликвидации ООО, но это правило касается только добровольного закрытия фирмы. Даже если у компании один собственник, он тоже может выступить в роли ликвидатора.

Итак, при добровольной ликвидации ответственным лицом может быть назначен любой из нижеперечисленных специалистов:

  • собственник ООО;
  • руководитель фирмы;
  • главный бухгалтер;
  • штатный юрист;
  • один из работников ООО;
  • сторонний специалист, который имеет определённый опыт в этой сфере.

Несмотря на отсутствие прямых ограничений в законе, некоторые регистрирующие органы могут отклонить заявление о закрытии фирмы, где ликвидатором выступает единственный учредитель. Чтобы избежать таких проблем, следует заранее уточнить в ФНС этот вопрос.

Как оплачивается работа ликвидатора

После выполнения своих обязанностей специалист получает оговорённое ранее вознаграждение. Сумма выплаты может быть зафиксирована в договоре об оказании услуг, подписанном обеими сторонами.

Обязанности и права

Ответственное за закрытие ООО лицо получает большой перечень обязанностей и прав, а именно:

  • Оповещение всех заимодателей общества о начале процесса ликвидации путём размещения публикации в «Вестнике госрегистрации. Кредитором даётся 60 дней на предъявление своих претензий.
  • Уведомление трудового коллектива, ликвидируемого ООО о начале процесса.
  • Разработка программы мероприятий. От правильности этого плана и соблюдения всех норм будет зависеть результат процедуры.
  • Проведение инвентаризации активов и непогашенных обязательств организации.
  • Выплата задолженностей фирмы заимодателям. При невозможности компании рассчитаться со своими долгами, специалист должен инициировать банкротство.
  • Составление промежуточного и ликвидационного балансов ООО для предоставления их в ФНС.
  • Оплата госпошлины за процесс закрытия и предоставление всех необходимых документов в регистрирующий орган.

Специалист обязан контролировать все процессы и соблюдать установленные законом сроки процедур.

Ответственность

Ликвидатор компании несёт полную ответственность за правильное оформление закрытия общества. Он должен позаботиться, чтобы все документы были оформлены правильно и передавались в установленные сроки.

Согласно Закону «О несостоятельности», при выявлении у компании признаков банкротства ответственный специалист обязан в течение десяти дней оповестить об их наличии в суде.

И также специалист несёт ответственность за правдивость предоставляемой информации об активах компании. За сокрытие или искажение любых имущественных данных ликвидатор может быть наказан штрафом или ограничением свободы.

Решение о том, кто будет заниматься закрытием фирмы принимают учредители, но к выбору специалиста стоит относиться серьёзно. Работа грамотного человека с опытом позволит закончить ликвидацию быстро и без последствий.

Источник: https://bankrotof.net/likvidacija-ooo/likvidator/

Юрист Агапов
Добавить комментарий