Нормативные правовые акты по степени их юридической силы

Система законодательства — Закон и правопорядок

Нормативные правовые акты по степени их юридической силы
sh: 1: —format=html: not found

Система законодательства — это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт— это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов.

Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения — в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов.

Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права — в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта — это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

Закон — это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона.

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.3) Высшая юридическая сила — важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества. 5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:- Конституция носит учредительный характер, т.е.

устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией.

Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);- текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они 1) принимаются на основе закона,2) принимаются во исполнение закона,3) не могут противоречить закону.Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;
  • акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.
  • Источник: https://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=494&midr=480

    Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

    Нормативные правовые акты по степени их юридической силы

    Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Первые две части можно прочитать здесь — «Что такое право?» и «Правоотношения, юридические факты и правосубъектность».

     Напоминаю, что «Правоведение для чайников» – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.

    Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.

    То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?».

    Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое.

    Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

    Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

    Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

    Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

    Существуют следующие виды источников права:нормативные правовые акты;нормы международного права;обычаи;судебные прецеденты;акты высших судов;договоры нормативного содержания;научные труды (доктрина);религиозные нормы;принципы права.Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения.

    Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.
    Нормативный правовой актНормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы.

    Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

    Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г.

    N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

    Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

    Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

    Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

    1) Законы

    а) Конституция РФб) федеральные конституционные законы (ФКЗ)в) федеральные законы (ФЗ)

    2) Подзаконные акты:

    а) указы президента РФб) постановления правительства РФв) приказы министерств и ведомствЧем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.

    Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

    Законы

    Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

    Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

    Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

    Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

    Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

    В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

    3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

    Федеральных конституционных законов не очень много.

    Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

    Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

    Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

    законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

    ) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

    Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

    Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.

    Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.

    Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

    Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

    Подзаконные акты

    Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).

    В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

    «При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

    Источник: https://hitch-hiker.livejournal.com/186929.html

    Задача 47

    Нормативные правовые акты по степени их юридической силы

    Какой из указанных нормативных актовобладает в России высшей юридическойсилой?

    1.Закон Республики Бурятия;

    2. Приказ ректора университета;

    3. Постановление Правительства РФ;

    4. Указ Президента Татарстана.

    Ответ: Высшей юридической силойобладает Постановление ПравительстваРФ.

    Обоснование этому такое: ПостановлениеПравительства РФ, Указ ПрезидентаТатарстана, Приказ ректора университетаотносятся к группе подзаконных актов.Подзаконные акты по юридической силерасполагаются следующим образом:

    1) указы и распоряжения Президента РФ(вторые в отличие от первых принимаютсябольше по процедурным, текущим вопросам);

    2) постановления и распоряженияПравительства РФ — акты исполнительногооргана государства, наделенного широкойкомпе­тенцией по управлению общественнымипроцессами;

    3) приказы, инструкции, положенияминистерств, ведомств, госу­дарственныхкомитетов регулируют, как правило,общественные от­ношения, находящиесяв пределах компетенции даннойисполни­тельной структуры;

    4) решения, распоряжения, постановленияорганов го­сударственной власти иуправления субъектов РФ;

    5) нормативные акты муниципальных(негосударственных) ор­ганов;

    6) локальные нормативные акты — нормативныепредписания, принятые на уровнеконкретного предприятия, учреждения иорга­низации (например, правилавнутреннего трудового распорядка).

    Постановление Правительства РФ относитсяк группе 2, Указ Президента Татарстана– к группе 4, Приказ ректора университета– к группе 6. Значит, ПостановлениеПравительства РФ обладает большейюридической силой.

    Закон Республики Бурятия – относитсяк группе законов. Это законсубъекта Федерации — издан представитель­ныморганом республики Бурятия и распространяетсвое действие только на территориюРеспублики Бурятия.

    Постановление Правительства РФраспространяет свою силу на всю территориюРФ.

    Задача 48

    Какой нормативный акт обладает высшейюридической силой на территорииРеспублики Татарстан?

    1.Распоряжение мэра Казани;

    2.Закон Республики Татарстан;

    3. Указ Президента РФ;

    4.Решение администрации Казани.

    Ответ:

    Высшей юридической силой на территорииРеспублики Татарстан обладает УказПрезидента РФ. Президент — главагосударства, и в соответствии с этимиздаваемым им нормативно-правовые актызанимают следующее после законов местои обязательны для исполнения на всейтерритории РФ. Все перечисленные актыв условии задачи не должны противоречитьУказу президенту.

    Задача 49

    Расположите нормативные акты по степениюридической силы:

    1. Постановление Правительства РФ;

    2. Закон РФ;

    3. Инструкция Минздрава России;

    4. Указ Президента РФ.

    Ответ:

    1. Закон РФ

    2. Указ Президента РФ

    3. Постановление Правительства РФ

    4. Инструкция Минздрава России.

    Обоснование: принятая в науке иерархиянормативно-правовых актов.

    По юридической силе все нормативныеакты делятся на закон и подзаконныеакты.

    Виды законов:

    1) Конституция (закон законов) -основополагающий учреди­тельныйполитико-правовой акт, закрепляющийконституционный строй, права и свободычеловека и гражданина, определяющийформу правления и государственногоустройства, учреждающий фе­деральныеорганы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законыпринимаются по во­просам, предусмотренными органически связанным с Консти­туцией;

    3) федеральные законы — акты текущегозаконодательства, по­священныеразличным сторонам социально-экономической,поли­тической и духовной жизниобщества;

    4) законы субъектов Федерации — издаютсяих представитель­ными органами ираспространяются только на соответствующуютерриторию.

    Подзаконные акты -это изданные на основе и во исполнениезаконов акты, содержащие юридическиенормы. Виды подзаконныхактов:

    1) указы и распоряжения Президента РФ(вторые в отличие от первых принимаютсябольше по процедурным, текущим вопросам);

    2) постановления и распоряженияПравительства РФ — акты исполнительногооргана государства, наделенного широкойкомпе­тенцией по управлению общественнымипроцессами;

    3) приказы, инструкции, положенияминистерств, ведомств, госу­дарственныхкомитетов регулируют, как правило,общественные от­ношения, находящиесяв пределах компетенции даннойисполни­тельной структуры;

    4) решения, распоряжения, постановленияместных органов го­сударственнойвласти и управления;

    5) нормативные акты муниципальных(негосударственных) ор­ганов;

    6) локальные нормативные акты — нормативныепредписания, принятые на уровнеконкретного предприятия, учреждения иорга­низации (например, правилавнутреннего трудового распорядка).

    Источник: https://studfiles.net/preview/6212219/page:20/

    Виды нормативных правовых актов

    Нормативные правовые акты по степени их юридической силы

    Нормативные правовые акты принято различать по юридической силе. Юридическая сила нормативного правового акта, а точнее, норм, в нем содержащихся, определяется степенью их общности (обобщенности содержания).

    Акты, содержащие нормы более высокой степени обобщения, обладают более высокой юридической силой, акты, содержащие нормы, которые конкретизируют содержание общих норм, логически вытекают их них, обладают меньшей юридической силой.

    Считается, что нормы права самой высокой степени обобщения записываются в конституции — основополагающем нормативном правовом акте государства. Акты различной юридической силы наделяются разными формальными признаками: их принятие составляет компетенцию разных государственных органов, у них разный порядок принятия и изменения.

    Для актов с высшей юридической силой устанавливается более сложный порядок принятия и изменения, имеющий целью придать им большую устойчивость и неизменность. Поэтому часто юридическую силу нормативного правового акта связывают лишь с его формальной официальной стороной.

    Все нормативные правовые акты по юридической силе подразделяют на две группы: законы и подзаконные акты.

    Закон как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, отличается рядом признаков: матермальных и формальных. Материальные признаки закона состоят в том, что закон является актом, содержащим правовые нормы, и эти правовые нормы обладают наиболее высокой степенью обобщенности (общности).

    Нормы права, содержащиеся в законе, закрепляют правовые принципы, основополагающие права и свободы (фундаментальные субъективные права в важнейших сферах социальной жизни), которые значимы для всех людей безотносительно к их группам и поэтому неизменны или подвергаются изменениям в весьма незначительной степени.

    В силу важной социальной значимости законов установлением (принятием) их должны заниматься органы, в меньшей мере, чем другие государственные органы, подверженные произволу.

    На определенном этапе исторического развития такими органами были признаны парламенты — коллегиальные представительные органы, избираемые гражданами (до формирования парламентов законы устанавливались монархами). Во многих странах допускается принятие законов на референдуме — всенародном ании по какому-либо вопросу.

    Для минимизации произвола в деятельности парламентов устанавливается определенная открытая процедура принятия законов. Отсюда формальные признаки закона: он может быть принят только высшим представительным органом — парламентом или референдумом и в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента.

    Итак, закон — это нормативный правовой акт, содержащий правовые нормы наиболее высокой степени обобщения, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом процессуальном порядке высшим представительным органом власти — парламентом или референдумом.

    Законы могут подразделяться на виды: конституционные (органические) и обычные. В Российской Федерации принято выделять законы о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации.

    Особенностью подзаконных нормативных правовых актов является их соответствие законам. Подзаконные акты так или иначе конкретизируют законы применительно к отдельным областям социальной жизни, субъектам, объектам общественных отношений. Поэтому правом принимать подзаконные акты наделяются исполнительные органы власти: президенты, правительства, отдельные министерства и ведомства.

    К подзаконным актам относятся указы Президента, постановления, положения, правила, инструкции и другие акты органов исполнительной власти. Среди подзаконных нормативных правовых актов выделяют локальные акты, действующие на уровне муниципальных образований, предприятий и организаций.

    Всегда надо помнить, что далеко не все официальные акты органов публично-политической власти, законодательных, исполнительных, да и судебных, имеют правовой характер. Многие из них, особенно акты исполнительных, а сегодня очень часто и законодательных органов, имеют неправовой, политический, управленческий характер.

    .

    Определенное распространение в качестве формы (источника) права в современном мире приобретают нормативные договоры. По сути, нормативные договоры — те же нормативные правовые акты, только принимаются они не в одностороннем порядке, а двумя или более субъектами права в порядке согласования.

    Нормативный договор — это правовой акт, оформляющий выражение согласованных обособленных волеизъявлений субъектов права, устанавливающий правовые нормы (правила поведения, обязательные для формально неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение) и действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения. Нормативными договорами являются международные договоры, разного рода федеративные договоры (договоры об основах взаимоотношений между субъектами федерации, между субъектами федерации и муниципальными образованиями и проч.), соглашения о социальном партнерстве, коллективные трудовые договоры. Так, например, коллективный трудовой договор, заключаемый собственником или администрацией предприятия, с одной стороны, и трудовым коллективом — с другой, может включать обязательства работников и работодателя по таким вопросам, как форма, система и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; рабочее время и время отдыха и проч.

    Нормативный договор следует отличать от договора- сделки, например договора о предоставлении услуг, купли- продажи, действие которого распространяется на конкретно-определенных субъектов и который действует только в рамках предусмотренных им конкретных правоотношений.

    • 1. Чем правовой обычай отличается от правового прецедента?
    • 2. Какую роль правовая доктрина играет в системе форм права и в развитии права?
    • 3. Какими особенностями и преимуществами характеризуется правовой прецедент? Возможно ли использование правового прецедента в качестве формы права в России и почему?
    • 4. Какие из особенностей нормативного правового акта составляют его преимущества, а какие — недостатки?
    • 5. Чем закон отличается от подзаконного нормативного акта? Любой ли официальный властный акт парламента является законом?
    • 6. Прокомментируйте фразу: «Закон и справедливость — две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил» (К. Колтон).
    • 7. Чем нормативный договор отличается от нормативного правового акта?
    • 8. Как соотносятся друг с другом различные формы права?

    Page 3

    .

    Способы правообразования.

    Правоустановление — это деятельность государственных и иных органов, организаций и должностных лиц, направленная на официальное признание и письменную объективацию (формализацию) субъективных прав (правовых норм).

    Другими словами, правоустановление — это официальное установление форм (источников) права: принятие законов (нормативных правовых актов), нормативных договоров и правовых прецедентов, санкционирование правовых обычаев и правовой доктрины.

    Используемый в советской и современной российской юриспруденции термин «правотворчество» имеет несколько иной смысл и в рамках естественно-правового мировоззрения рассматривается как неудачный.

    Право (его идея, субъективные права) с точки зрения его содержания не творится произволом (волей) людей: лиц, занятых в государственном аппарате, или даже всего общества.

    Люди либо взаимно признают права друг друга и устраивают свое общежитие на правовых основах, либо не признают и живут, руководствуясь иными регуляторами социальной жизни (религиозными нормами, принуждением, страхом и др.).

    В простой и понятной форме эту мысль выразил в 1943 г. судья Верховного суда США Р.

    Джексон: «Цель Билля о правах состояла в защите определенных предметов от превратностей политических споров, чтобы сделать их недосягаемыми для большинства и государственных деятелей и утвердить их в качестве правовых принципов, на основании которых должны действовать судьи.

    Право человека на жизнь, свободу и собственность, на свободу слова и печати, на свободу собраний и совести и другие фундаментальные права не могут быть предметом ания; они не зависят от исхода выборов»'.

    Официальное признание права, облечение его в общедоступную письменную форму и получило название право- установления[1] [2]. Право может объективироваться, существовать и функционировать в обществе, как известно, и в устной форме — форме обычаев, но такая форма права не всегда удобна; она трансформируется в письменные — сначала прецеденты, затем законы.

    Правоустановление — это завершающая стадия процесса правообразования — формирования в обществе под воздействием условий социальной жизни (источник права в материальном смысле) правовых идей (источник права в идеальном смысле) и субъективных прав. Правообразова- ние — это открытие в обществе норм права. Исторически сложились следующие способы правообразования.

    Обычное (спонтанное) правообразование. Это древнейший способ правообразования. Право открывается здесь не рациональной человеческой деятельностью, а спонтанно и неосознанно, закрепляясь в виде привычного, принятого всеми способа поведения. Право складывается в виде правовых обычаев.

    Два других способа образования права представляют собой рациональную и профессиональную деятельность соответствующих субъектов по открытию права.

    Прецедентное, или судейское, правообразование. Право открывается судьями при разрешении конкретных споров, жизненных случаев.

    Этот способ правообразования характерен для всех народов на ранних этапах развития права, но устойчиво закрепился в Великобритании и лег в основу так называемой англосаксонской правовой семьи.

    При прецедентном способе правовая норма формируется в ответ на насущную жизненную потребность, выступает необходимым средством разрешения правового конфликта (спора) и общего признания субъективного права. Прецедентный способ правообразования предполагает высокую правовую квалификацию судей.

    Доктринальное правообразование. При доктринальном, или научном, правообразовании право, чаще всего в виде принципов и концепций, формируется посредством профессиональной научной и практической деятельности уче- ных-юристов. Таким путем право начинает формироваться у римлян.

    Подавляющая часть римского права, кодифицированного византийским императором Юстинианом в 529—534 гг. н. э. и получившего название Кодекса Юстиниана (Corpus juris civilis), имеет доктринальное происхождение и представляет собой научные труды и высказывания ведущих римских юристов новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права.

    Доктринальное римское право легло в основу континентальной (романо-германской) правовой семьи.

    Данные способы правообразования положены в основу различных видов правоустановительной деятельности. В современном мире наиболее распространенным видом правоустановления является законодательная деятельность.

    Законодательная деятельность является не самостоятельным способом правообразования, а только видом правоустановления.

    В основе своей на всех этапах существования она представляла собой официальное подтверждение права, открытого тремя рассмотренными способами.

    Page 4

    .

    По субъектам выделяются следующие виды правоустановительной деятельности:

    • — принятие правоустановительных актов (нормативных правовых актов, правовых прецедентов, нормативных договоров) органами государства, включающее правоустанов- ление законодательных органов, правоустановление судебных органов и правоустановление исполнительных органов власти;
    • — принятие правоустановительных актов негосударственными субъектами, включающее референдум, правоустановление органов местного самоуправления, общественных объединений.

    По форме (источнику) права выделяются:

    • — принятие нормативных правовых актов;
    • — заключение нормативных договоров;
    • — установление прецедентов;
    • — санкционирование правовых обычаев;
    • — санкционирование правовой доктрины.

    Правоустановительная деятельность государственных органов подразделяется на законодательную деятельность, судебное

    (прецедентное) правоустановление и принятие подзаконных нормативных правовых актов (подзаконное правоустановление).

    Законодательная деятельность получает все более широкое распространение на протяжении последних двух столетий.

    Ее характер определяется не только моральными и интеллектуальными свойствами лиц, осуществляющих функцию законодательствования, но и качеством процедуры законодательной деятельности — законодательного процесса.

    Законодательный процесс — это деятельность соответствующих органов и должностных лиц по подготовке, обсуждению и принятию законов.

    Законодательный процесс характеризуется следующими особенностями: а) процедурная регламентация всех стадий и этапов законодательной деятельности в конституции и регламенте парламента; б) закрытый перечень субъектов законодательной инициативы (в Российской Федерации он определен в ст. 104 Конституции РФ).

    Источник: https://studref.com/596146/pravo/vidy_normativnyh_pravovyh_aktov

    Юрист Агапов
    Добавить комментарий