Основания для лишения допуска к государственной тайне 2 форма

Допущен к гостайне? Контролируй родственников

Основания для лишения допуска к государственной тайне 2 форма
    Перечень сведений, отнесенных к гостайне постоянно увеличивается. Соответственно растет и количество штатных должностей в организациях различной формы собственности, требующих формы допуска к гостайне (вопрос с перечнем ГТ по КИИ до сих пор не разъяснен регуляторами). Работник берет на себя некоторые обязательства, согласно законодательства РФ, а контролирует их исполнение ФСБ.

Но бывает, что обязательства нарушаются и не по воле работника.
    Если судить по судебной практике, то ФСБ наиболее часто выявляются 2 типа нарушений обязательств, взятых на себя работником:1. Выезд за рубеж без согласования с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне.2. Переезд на постоянное место жительство за границу близких родственников.

    Органы ФСБ направляют материалы работодателю, в организации проводится служебное расследование и работника лишают права доступа к гостайне, что приводит к его увольнению.     И, если первый тип нарушений зависит только от самого работника, то второй тип  — это сложный случай в современном мире. Очень часто общение с родственниками «формально вежливое», а то и полностью отсутствует.

Некоторые дела об увольнении доходят до Верховного суда РФ.     ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 июня 2017 г. N 69-КГ17-9

     «Приказом генерального директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири от 15 марта 2016 г.

N 242 на основании пункта 48 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, в связи с поступившим 15 марта 2016 г.

из органа безопасности уведомлением о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 15 названной инструкции являются основанием для прекращения допуска к государственной тайне, начальник юридического отдела Курка А.А. был отстранен от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

      Приказом генерального директора филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири от 18 марта 2016 г. N 253 Курке А.А. прекращен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

     Основанием для прекращения Курке А.А. допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, явились уведомление из органа безопасности от 15 марта 2016 г.

о возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г.

N 63 (постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства), основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне, и акт о результатах проведенного служебного расследования в филиале ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири.

      Согласно акту о результатах служебного расследования работодателем установлены основания для прекращения Курке А.А. допуска к сведениям, составляющим государственную тайну: неоднократные нарушения Куркой А.А.

пунктов 19, 20 статьи 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г.

N 3-1 (согласование с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезда за границу), возникновение обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5458-I «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (Курка А.А. имеет близких родственников, постоянно проживающих за границей).

       Уведомлением филиала ПАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Западной Сибири от 18 марта 2016 г. N 2 Курке А.А. предложены вакантные должности, не требующие допуска к государственной тайне, согласия на замещение которых он не дал.

        Приказом генерального директора ПАО «ФСК ЕЭС» от 18 марта 2016 г. N 43/к Курка А.А. был уволен с работы по пункту 10 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с прекращением допуска к государственной тайне, так как выполняемая работа требует такого допуска). С приказом Курка А.А. ознакомлен 18 марта 2016 г.

      Разрешая спор и отказывая Курке А.А.

в удовлетворении иска о признании решения о прекращении допуска к государственной тайне и увольнения незаконными, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

N 5485-I «О государственной тайне», Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г.

N 63, пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для прекращения Курке А.А. допуска к государственной тайне и расторжения с ним трудового договора по пункту 10 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и процедура увольнения ответчиком не нарушена.

       С указанным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.»

       При этом, сам работник был уверен, что «что его сестра за границей не проживает, фактически живет в г.Санкт-Петербурге.» .

         Избежать подобных ситуаций возможно только одним способом — поддерживать тесные родственные связи и постоянное общение с близкими родственниками , довести до их сведения информацию о последствиях их поступков на вашу жизнь.

* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе «ЧаВо по КИИ» на главной странице блога.

** Все новости блога на публичном Telegram-канале  t.me/ruporsecurite

«,»author»:»»,»date_published»:»2018-01-19T00:00:00.000Z»,»lead_image_url»:»https://4.bp.blogspot.com/-B4BN6aNU9mc/W_HClew0kLI/AAAAAAAALlk/wm3hdVyRN-0COcsQ1XynouSqysKGogH3gCLcBGAs/w1200-h630-p-k-no-nu/og_og_1491418729248669769.jpg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://valerykomarov.blogspot.com/2018/11/blog-post_19.html»,»domain»:»valerykomarov.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð³Ð¾ÑÑ‚айна»,»word_count»:793,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://valerykomarov.blogspot.com/2018/11/blog-post_19.html

Допуск военнослужащего к государственной тайне (формы допуска, порядок оформления и ознакомления, срок действия)

Основания для лишения допуска к государственной тайне 2 форма

Подробности юрист Алексей Новоточин Категория: Военная служба и образование (увольнение) : 03 декабря 2016 70361 Государственная тайна – комплексное понятие, включающее в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения или в целях, отличных от исполнения служебной (профессиональной) деятельности, может нанести ущерб интересам государства.
Военнослужащие – в силу специфики их профессиональной деятельности, относятся к категории лиц, выполняющих функций по защите территориальной целостности и неприкосновенности границ Российской Федерации. Их деятельность связана с использованием различных видов вооружений, тактик и стратегий, разведданных. Именно поэтому, Министерством обороны разработаны специальные меры защиты государственной тайны, созданы специальные подразделения по защите гостайны и издан приказ, регламентирующий все сферы деятельности, связанные с защитой государственной тайны, порядком допуска военнослужащих к сведениям, составляющим государственную тайну. Периодически проводятся проверки, установлен порядок учета осведомленности после прекращения допуска к гостайне и целый ряд иных мероприятий.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. №1313 «Об утверждении Инструкции порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и граждан РФ пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан РФ, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

В настоящее время существует три основных степени градации сведений, составляющих государственной тайну, допуск к которым оформляется соответствующими допусками:

• ОВ (особой важности) – высшая степень (I);

• СС (совершенно секретно) – средняя степень (II);
• С (секретно) – низшая форма допуска (III).

Ранее существовала, не входящая в перечень сведений, составляющих государственную тайну, степь ограничения допуска к некоторым служебным и иным сведениям ДСП (для служебного пользования). В настоящее время эта степень защиты данных от широкого распространения в нормативных документах не упоминается.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, напрямую не зависит от звания или должности, которые занимает военнослужащий.

Сведениями ОВ (I) может (по должности) владеть Министр Обороны РФ в звании генерала армии и шифровальщик в звании сержанта или прапорщика.

При этом требования по её соблюдению и порядок оформления допуска к подобным сведениям для них будут совершенно одинаковыми.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в РФ осуществляется исключительно на добровольных началах. Иными словами – занятие той или иной должности не влечет автоматического допуска к секретным или совершенно секретным сведениям. Более того, допуск к гостайне тесно увязан с возможностью замещения целого ряда должностей или получения образования в военных вузах по большинству специальностей. Так как владение сведениями, составляющими государственную тайну, влет целый ряд ограничений, абитуриент, призывник или лицо, заключающее контракт на службу в вооруженных силах РФ, должен осознавать, что эти ограничения будут действовать в отношении его и осознанно принимать их.
Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.
В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.
Проверочные мероприятия включают в себя:
• Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете;
• Проверку наличия снятых и не снятых судимостей;
• Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет);
• Проверку физического и психического здоровья кандидата;
• Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ. После получения всех запрашиваемых сведений от компетентных органов: ФСБ, МВД, Минздрав РФ, МИД РФ – выдается заключение о возможности допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну и форме допуска.

 Основаниями для отказа могут являться: 

• Наличие судимостей;
• Участие кандидата в деятельности, направленной против интересов государства;
• Частичная или полная недееспособность в силу психического или физического заболевания;
• Наличие компрометирующих данных (судимость, нахождение под следствием) близких родственников кандидата;
• Длительное (более 6 месяцев) проживание за границей или наличие родственников, постоянно проживающих за рубежом;
• Имевшее место отстранение (лишение допуска) к сведениям составляющим государственную тайну по компрометирующим основаниям: нарушение режима секретности, разглашение сведений, утеря секретных документов и т.п.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну.

После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями.

 Порядок ознакомления со сведениями 

Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию.

В каждом конкретном случае лицо, уполномоченное на принятие решения о допуске к гостайне принимает решение по конкретному военнослужащему (лицу, работающему по контракту) и определяет объем сведений, с которыми может быть ознакомлен военнослужащий.

• Министр обороны РФ – в отношении своих заместителей, командующими военными округами и родами войск, и лиц, непосредственно подчиненных ему;

• Командиры воинских частей – в отношении всего личного состава воинской части;
• Военкомы округов – в отношении демобилизованных, находящихся в запасе, подлежащих призыву на военную службу или сборы, абитуриентов военных ВУЗов;
• Руководители организации — заказчика выполнения работ в интересах МО РФ – в отношении руководителей предприятий-подрядчиков и их работников.

Лица, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны соблюдать должностную инструкцию МО РФ и требования сотрудников режимных объектов по обращению с документами, образцами, веществами и пр. носителями.

 Срок действия и прекращение допуска 

Для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, проводятся периодические проверки сведений предоставленных ими при первичном оформлении допуска.
Для лиц по I форме допуска – через каждые 10 лет, а по II и III формам – через 15 лет.

По мере отпадения необходимости с ознакомлением со сведениями, составляющими государственную тайну, может быть принято решение о прекращении допуска. Такое решение принимается тем должностным лицом, которое принимало решение о допуске к сведениям.

Основания для прекращения допуска могут являться:
• Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.

);
• Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну;
• Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Прекращение допуска к сведениям государственной тайны автоматически влечет расторжение с ним контракта (на воинскую службу) или занятие определенных должностей. Однако, переход на другую работу (перевод в другую в/ч, повышение по службе) не является основанием для прекращения допуска к гостайне, если необходимость в ознакомлении с содержащими её сведениями имеется и по новому месту службы.

В этих случаях дополнительные проверочные мероприятия уже не проводятся.
Допуск к сведениям, содержащим государственную тайну всегда был очень ответственным мероприятием. Лица, получившие такой допуск, на многие годы становились «невыездными». В настоящее время режим несколько смягчился, но по-прежнему, к носителям государственной тайны предъявляются повышенные требования и в отношении их действует целый ряд специальных ограничений.  Основные обязанности военнослужащего     Присвоение воинских званий военнослужащему 

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах! 

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Источник: http://doblest-chest.ru/info/voennaya-sluzhba-i-obrazovanie/314-dopusk-voennosluzhashchego-k-gosudarstvennoj-tajne-formy-dostupa

Анкета форма 4, образец

Основания для лишения допуска к государственной тайне 2 форма

Если какой-либо человек привлекается к трудовым обязанностям, связанным с использованием секретных сведений, то правильно оформляется допуск к такой документации.

Это является обязательным на основании положений Постановления №63. Особенно это относится к специалистам, планирующим трудиться в государственной организации, поэтому они должны подтвердить, что могут сохранять все полученные сведения в тайне.

Решение относительно допуска конкретного работника к сведениям, являющимся государственной тайной, основывается на данных, которые вносятся в анкету по форме №4.

Какие сведения входят в гос тайну? Смотрите видео:

К государственной тайне относится информация, получить доступ к которой могут только люди или компании, специализирующиеся на обеспечении безопасности государства.

Обычно к таким данным относится следующая информация:

  • нюансы состояния и развития военной промышленности;
  • правила, на основании которых осуществляется ведение внешней политики страны;
  • результаты оперативных или розыскных мероприятий.

Чем отличается служебная тайна от профессиональной? Смотрите .

Раскрывать такие сведения запрещается, так как в ином случае они могут попасть к врагам страны. Допуск к этим данным оформляется исключительно по месту работы должностных лиц, деятельность которых связана с использованием такой информации.

Если планируется трудоустройство какого-либо гражданина, то он по своим характеристикам должен соответствовать некоторым критериям, на основании которых допускаются люди или фирмы к такой информации.

Первая страница анкеты по форме 4. Фото glaniga.ru

Поэтому перед приемом на работу изучаются все личные документы соискателя. Дополнительно требуется, чтобы он самостоятельно заполнил анкету по форме №4. Во время внесения сведений в этот документ должны учитываться некоторые требования законодательства.

Особенности анкеты по форме 4

Руководство организации, куда принимается гражданин, выдает соискателю бланк анкеты по форме №4.

К правилам ее заполнения относится:

  • сведения соискателем вносятся исключительно от руки;
  • человек, получающий доступ к государственной или коммерческой тайне на основании этого документа должен нести ответственность за все сведения, включаемые в анкету;
  • вклеивается в этот документ фотография размером 4х6 см.

Последняя страница анкеты по форме 4. Фото glaniga.ruДанные, включаемые в этот документ, проверяются представителями службы безопасности, после чего анкета подписывается работником кадровой службы. Заполняется документация максимально за один месяц до проверки.

Все сведения, включенные в этот документ, подтверждаются с помощью печати организации. Образец анкеты можно скачать ниже.

Информация в документе

В анкету обязательно включаются следующие данные:

  • личные сведения о гражданине, с помощью которых не составляет труда идентифицировать его личность;
  • информация об изменении фамилии или иных личных данных в прошлых;
  • владение разными иностранными языками;
  • данные о полученном образовании;
  • сведения о наличии судимости в прошлом;
  • имеющиеся государственные награды;
  • информация о работе с другими секретными данными в прошлом;
  • перечисляются все прошлые места работы гражданина;
  • приводятся данные о родственниках, которые живут не только в России, но и других странах;
  • указываются периоды и причины посещения других стран.

Что необходимо предпринять работодателю при допуске работника к секретной информации? Ответ в видео:

Все вышеуказанные данные проверяются тщательной проверке. Если выявляется, что какие-либо сведения являются ложными, то гражданин не допускается до работы с секретной информацией, а также не трудоустраивается в государственное учреждение.

Если человек планирует устроиться на работу в учреждение, где он получит доступ к какой-либо секретной информации, то ему придется заполнить специальную анкету, где приводятся основные сведения о его образовании, прошлых судимостях и родственниках.

Как составить положение о коммерческой тайне? Подробнее .

Данная информация тщательно проверяется, поэтому если будут выявлены недостоверные факты, то человек не сможет получить доступ к конфиденциальным сведениям.

>Анкета фсб форма 4

Анкета фсб форма 4

Рекомендации по заполнению анкеты. Рекомендации по заполению анкеты кандидата.

При поступлении на государственную гражданскую службу РФ каждый человек в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона от 27. 07.

Не допускается в анкете ставить прочерки, ответы да или нет , необходимо на все вопросы дать развернутые ответы. Все сведения, указанные в анкете, заверяются подписью лица, заполнившего анкету.

Для проверки анкеты отделу государственной службы и кадров необходимы следующие документы:. 1. Паспорт гражданина РФ. 2. Заграничный паспорт.

3. Свидетельство о перемене имени (если изменялись фамилия, имя, отчество).

4. Документ воинского учета.

5. Трудовая книжка. 6. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. 7. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ. 8.

Документы об образовании. Рассмотрим порядок проверки анкеты. Пункт 1. Фамилия, имя, отчество.

Неправильная запись: Приходько М. Пункт 2.

Если изменяли фамилию, имя или отчество, то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли. Если фамилия, имя и отчество не изменялись, пишете: Фамилию, имя и отчество не изменял(а) .

Если фамилия изменена, следует указать прежнюю фамилию, настоящую фамилию и причину ее изменения. Например: Фамилия Конева изменена на Жеребцова 08. 09. 1984 отделом загса г.

Энска в связи с регистрацией брака. Имя и отчество не изменяла . В случае, когда фамилия изменяется несколько раз, указываются все фамилии.

Например: Фамилия Дмитриева изменена на Павлову 10. 01. 2000 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Фамилия Павлова изменена на Дмитриеву 05. 10.

2003 отделом загса г. Энска в связи с расторжением брака.

Фамилия Дмитриева изменена на Иванову 03. 12. 2009 отделом загса г.

Образование (когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов). Образование заполняется в соответствии с документами работника о профессиональном образовании (свидетельство, диплом, справка).

Например: Специальность — Авиационное электрооборудование , квалификация по диплому — Инженер . Пункт 6. Послевузовское профессиональное образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура (наименование образовательного или научного учреждения, год окончания).

Правильная запись: Владею немецким языком: читаю и могу объясняться. Свободно владею татарским языком или Иностранными языками не владею. Языками народов Российской Федерации не владею .

Пункт 10. Допуск к государственной тайне, оформленный за период работы, службы, учебы, его форма, номер и дата (если имеется).

09. 1982 . Пункт 11.

Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.

Неправильная запись: Орден За заслуги перед Отечеством II степени, Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации . Пункт 13.

Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие. Если родственники изменяли фамилию, имя, отчество, необходимо также указать их прежние фамилию, имя, отчество. При заполнении п.

Отношение к воинской обязанности и воинское звание. Этот пункт заполняется на основании:. — военного билета или временного удостоверения, выданного взамен военного билета на граждан, пребывающих в запасе;.

— удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу для призывников. Пункт 17.

В графе Номер телефона указывается домашний и сотовый телефон работника. В качестве иного вида связи можно предоставить адрес электронной почты.

Правильная запись: Адрес регистрации: 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 162, кв. 18. Фактически проживаю по тому же адресу , Домашний телефон 272-22-22, рабочий 248-55-55, сотовый 8-917-34-00001 . Пункт 18.

Паспорт или документ, его заменяющий. Указываются данные паспорта гражданина РФ.

В случае отсутствия паспорта кадровику необходимо выяснить причину. Правильная запись: Паспорт гражданина Российской Федерации, серия 8402, номер 555200, выдан отделом УФМС России в Октябрьском районе г. Энска 12. 12. 2007 (код подразделения 020-006) . Пункт 19.

Наличие заграничного паспорта (серия, номер, кем и когда выдан). Данные заграничного паспорта указываются в соответствии с заграничным паспортом: Заграничный паспорт 62 N 2545513 МВД 400 27.

1 ст. 44 Закона N 79-ФЗ отдел государственной службы и кадров прводит проверку достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу.

Ранее мы определили, каким бывает допуск к государственной тайне, какие обязанности, а также дополнительные гарантии имеют сотрудники, получившие такой допуск*. Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска.

Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о гостайне) процедура допуска работников к государственной тайне предусматривает:

1) Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне;

3) Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о гостайне;

5) Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Источник: https://uktankodrom.ru/anketa-forma-4-obrazets/

Прекращение трудовых отношений по обстоятельствам, связанным с прекращением допуска к государственной тайне (Ефремов А.В.)

Основания для лишения допуска к государственной тайне 2 форма

Дата размещения статьи: 09.04.2016

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (ст. 29, ч. 4). При этом в соответствии со ст. 55 (ч.

3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1, положения которого, согласно его ст.

1, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В соответствии с подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, заключающегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. При этом расторжение трудового договора по инициативе работодателя является его правом, но не обязанностью. Прекращение же допуска работника к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска, является безусловным обстоятельством, не зависящим от воли сторон, вследствие наступления которого трудовой договор подлежит прекращению (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

Само по себе данное основание не связано с виной работника, однако прекращение допуска к государственной тайне может наступать как вследствие виновных действий работника, так и по иным обстоятельствам. Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст. ст.

22, 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Такими случаями, в частности, являются:1) однократное нарушение должностным лицом или гражданином взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;2) возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:а) признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;б) наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;г) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;д) уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.Расторжение трудового договора по указанному основанию возможно только в том случае, если выполнение трудовых обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностной инструкцией или должностным регламентом.Кроме того, соответствующее условие обязательно должно быть включено в трудовой договор. В противном случае увольнение по данному основанию будет незаконным .———————————

Пресняков М.В. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли его сторон: проблемы правоприменительной практики // Трудовое право. 2010. N 2.

Так, например, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что в соответствии с положениями ТК РФ трудовой договор расторгается в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне.Согласно ст.

23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Так, восстанавливая истицу на работе, суд правомерно указал, что в трудовом договоре истицы не указана в качестве условия обязанность иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это условие не вносилось в трудовой договор как при приеме ее на работу, так и в течение всего периода нахождения ее в трудовых отношениях с ответчиком, т.е.

истице не вменялось обязанностей по работе со сведениями, составляющими государственную тайну, не оформлялся и допуск к таким сведениям, поэтому увольнение не могло быть произведено по причине прекращения допуска к государственной тайне, которого у нее не было.

Доказательств того, что вышеуказанные обязанности истице вменялись, ответчиком не представлено.Поскольку увольнение произведено ответчиком без законного основания, вывод суда о восстановлении истицы на работе в ранее занимаемой должности по правилам ч. 1 ст. 394 ТК РФ является правильным.При этом суд правомерно, в соответствии с ч. 2 ст.

394 ТК РФ, весь период вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления на работе обязал ответчика оплатить .———————————

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2004 г. N 35-Г04-5.

Нередко перед работниками кадровых служб и работодателем встают, например, следующие вопросы: как быть в случае, если работник военной организации (учреждения) арестован и находится под следствием за совершение тяжкого преступления? Как быть в случае, если работник находится под следствием за совершение тяжкого преступления, но при этом он не арестован, а находится дома под подпиской о невыезде?Как отмечалось ранее, в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.Статья 23 вышеназванного Закона рассматривает данные обстоятельства как условие прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне:»Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях… возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне».

Решение работодателя о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Таким образом, принимая во внимание наличие нахождения работника под следствием или судом за совершение тяжкого преступления, при данных обстоятельствах каких-либо оснований для проведения проверочных мероприятий работодателю не требуется.

При этом работодатель может прекратить допуск к государственной тайне работнику при вышеизложенных обстоятельствах, а может и не прекратить. Автору представляется, что норма, позволяющая работодателю решать этот вопрос по своему усмотрению, содержит коррупциогенный фактор.
Следует обратить внимание на то, что ст.

83 ТК РФ установлено, что прекращение трудового договора по основанию, предусмотренному п. 10 ч.

1 указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять без допуска его к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Судебные споры в связи с увольнением по п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ редко встречаются на практике.

Чаще всего суд признает увольнение по такому основанию незаконным при неправильном применении работодателем норм законодательства в регулировании собственной деятельности, неправильной квалификации действий работника и, как следствие, необоснованном выборе данного основания для прекращения трудового договора с работником.

Так, работница обратилась в суд с иском к воинской части о восстановлении ее на работе. В обосновании указала, что за нарушение порядка выезда из Российской Федерации к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, затем приказом прекращен допуск к государственной тайне, а последующим приказом она была уволена с занимаемой должности по п.

10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с прекращением допуска к государственной тайне. Истица полагает увольнение незаконным, а необходимость согласования выезда за пределы Российской Федерации с командованием — не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что право на выезд из Российской Федерации может быть ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям (первая и вторая форма допуска), а также для военнослужащих.

Работодатель же ограничил выезд за пределы территории Российской Федерации работников с третьей формой допуска, что не соответствует ст. ст. 15, 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ и ограничивает право этой категории граждан на выезд из Российской Федерации.

Суд признал незаконными действия ответчика по прекращению допуска истицы к секретным сведениям (третья форма допуска) в связи с не согласованным с соответствующим должностным лицом работодателя ее выездом за пределы Российской Федерации. Установив отсутствие у работодателя оснований для прекращения трудовых отношений по п. 10 ч. 1 ст.

83 ТК РФ, суд признал увольнение работницы незаконным и восстановил ее на работе в прежней должности (решение Североморского городского суда Мурманской области от 28 декабря 2011 г.; Апелляционное определение Мурманского областного суда от 21 марта 2012 г. по делу N 33-617-2012) .———————————

Пластинина Н. Прекращаем договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2014. N 2.

Источник: http://xn----ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai/article/605

Юрист Агапов
Добавить комментарий