Осуществление правосудия только судом в гпк

Шпоры для каждого!Информационные учебно-познавательные материалы

Осуществление правосудия только судом в гпк

Правосудие — рассмотрение и разрешение судами в установленном законом процессуальном порядке конкретных судебных дел с вынесением постановлений. Правосудие осуществляется в четырех формах: в конституционном судопроизводстве, судопроизводстве по гражданским, административным и уголовным делам.

Принцип осуществления правосудия только судом (часть 1 статьи 118 К РФ, статья 5 ГПК РФ) является формой реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип означает, что:

  1. правосудие по гражданским делам осуществляет только суд;

  2. другие государственные органы не вправе вторгаться в судебную компетенцию и разрешать дела, отнесенные к исключительному ведению суда;

  3. разрешение правовых споров иными органами (например, комиссией по трудовым спорам) в пределах своей компетенции правосудием не является.

Статья 1 Закона «О статусе судей» — судебная власть принадлежит только судам. Судебная власть самостоятельна и независима от исполнительной и законодательной.

Статья 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с К РФ и данным ФКЗ, а именно:

1) федеральными судами, к которым отнесены:

  • Конституционный Суд РФ;
  • система федеральных судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды);
  • система федеральных арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ);

2) судами субъектов РФ — это:

  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Статья 3 ФКЗ «О судебной системе РФ» единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

  • установления судебной системы РФ К РФ и данным ФКЗ
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных ФЗ правил судопроизводства;
  • применения всеми судами К РФ, ФКЗ, общепризнанных принципов и норм М/н права и М/н договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Согласно статье 19 К РФ «все равны перед законом и судом…

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Статья 6 ГПК — правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств. Подобное равенство необходимо для истинно правового государства.

Данный принцип не исключает возможности дополнительных гарантий прав отдельных категорий граждан и юридических лиц, которые в этом нуждаются (льготы в отношении подсудности, несения судебных расходов — для граждан с учетом их материального, семейного положения, состояния здоровья, целей деятельности организаций).

Рассматриваемый принцип состоит из двух взаимосвязанных частей, а именно:

  • равенство всех перед законом — проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам гражданских процессуальных правоотношений:
  • правосудие осуществляется единой судебной системой. В России отсутствуют сословные суды, предназначенные для рассмотрения дел отдельных субъектов;
  • суды рассматривают и разрешают гражданские дела, руководствуясь единой процессуальной формой;
  • лица, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными правами и несут равные обязанности (стороны равны, им принадлежат равные права, гарантированные государством; свидетели обладают равными друг с другом правами и несут общие обязанности и прочее).
  • равенство всех перед судом.

Источник: http://www.shpora.su/principy-osushhestvleniya-pravosudiya-tolko-sudami-princip-ravenstva-grazhdan-i-organizacij-pered-zakonom-i-sudom/

Осуществление правосудия только судом в гпк | Советы юристов

Осуществление правосудия только судом в гпк

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам. Не допускается также создание чрезвычайных судов.

Любое вмешательство в работу судей можно расценивать как нарушение принципа отправления правосудия только судом. В российском правосудии нарушение данного принципа является нормой и чаще всего выражается в контроле и прямом вмешательстве председателей судов.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

Данный принцип предоставляет участникам гражданского судопроизводства равные возможности по защите нарушенных или оспариваемых прав. Принципы гражданского процессуального права представляют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему.

Согласно принципу разумности судопроизводство в судах и исполнение судебных постановлений осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, предусмотренные ГПК.

Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, установленных ГПК, но при этом судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.
Наследственное право регулируется пятым разделом Гражданского кодекса.

Однако изучать закон, чтобы узнать, какие документы нужны для вступления в наследство, вам не понадобится.

Статья 6 ГПК также закрепляет рассматриваемый принцип, провозглашая следующее: «Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств».
Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Осуществление правосудия только судами (ст. 118 Конституции, ст. 5 ГПК). Осуществление правосудия только судом – принцип, закрепленный в ст. 118 Конституции, применительно ко всем видам деятельности судебной власти. Судебную систему в России составляют КС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Кроме того, судебные органы в силу специфики организации и процессуальной формы деятельности поставлены в особые условия, что дает им возможность разобраться в сложнейших обстоятельствах, правильно истолковать и применить закон, вынести законное, обоснованное, справедливое решение.

Все это имеет весьма важное принципиальное значение для выделения суда как органа государства, специально предназначенного для выполнения функций правосудия.

Поскольку государство возложило осуществление правосудия только па суд, оно категорически запрещает кому бы то ни было заниматься судебной деятельностью и применять государственное принуждение к правонарушителям в форме правосудия. В соответствии со ст. 118 Конституции правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч.

1 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», где сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Общее требование соблюдения закона, закрепленное в Конституции РФ (п. 2 ст. 15), относится к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям.

При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

Принцип законности означает, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе действующего законодательства и деятельность суда, а также участников гражданских правоотношений не может выходить за рамки законодательства.

Действующее законодательство РФ должно неукоснительно соблюдаться всеми субъектами гражданских правоотношений в целях обеспечения поставленных задач перед гражданским судопроизводством – защитить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы граждан, а также юридических лиц.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г.

Гражданский процессуальный кодекс РФ

На основании анализа гл. 7 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд, а также система общих и арбитражных судов, действующая в национально-государственных и административно-территориальных образованиях.

Однако необходимо иметь в виду, что Конституционный Суд РФ, как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, правосудия по конкретным делам не осуществляет, что соответствует ст. 125 Конституции РФ. Москвы — судьи Найденова Е.М.

, по передаче на рассмотрение судье его заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 108 Конституции РФ указывает, «правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства. Создание чрезвычайных судов на территории РФ не допускается».

Равенство всех перед законом и судом

Под правосудием можно понимать рассмотрение и разрешение судом подведомственных дел на основе закона в предусмотренной процессуальной форме с целью защиты прав и интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства. Правосудие осуществляется в четырех формах: в конституционном судопроизводстве, судопроизводстве по гражданским, административным и уголовным делам.

Применительно к гражданскому судопроизводству, помимо равенства граждан перед законом и судом, следует говорить и о равенстве организаций, которые также принимают участие в судебном разбирательстве.

Данный конституционный принцип (ст. 120 Конституции РФ, ст. 8 ГПК) относится как к судоустройственным, так и к судопроизводственным принципам.
Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип гласности в деятельности суда

К организационным принципам стоит отнести те принципы, которые непосредственно связаны с организацией гражданского процесса, на которых основывается гражданское судопроизводство.

Москвы, заместитель председателя Мосгорсуда Агафонова Г.А.; заместитель председателя Совета судей г. Москвы на период спорных событий, председатель Бутырского районного суда г. Москвы Колмогоров А.Ю.; председатель Пресненского районного суда г.

Во-вторых, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).
Гражданские дела в судах первой инстанции согласно ст. 7 ГПК РФ рассматриваются судьями единолично или коллегиально.

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально.

До вступления в законную силу ГПК РФ по определенным категориям дел в коллегиальный состав входили один профессиональный судья и два народных заседателя.

Во-первых, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 1, 2 ст. 118 Конституции РФ).

Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина (ч. 2 ст. 10 ГПК).

Источник: http://synotechestva.ru/vzyskanie/4000-osuschestvlenie-pravosudiya-tolko-sudom-v-gpk.html

Принцип осуществления правосудия только судом

Осуществление правосудия только судом в гпк

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49).

Статья 8 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными конституционными положениями, устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения ст.

118 Конституции конкретизируются в соответствующих нормах ГПК (ст. 5) и АПК (ст. 4).

Судебная власть в Российской Федерации, как указано в Законе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ч. 1 ст. 1).

При этом необходимо отметить наметившуюся тенденцию к усилению профессионального начала в деятельности судов. В арбитражном процессе, например, арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел, если об их участии заявит ходатайство какая-либо из сторон (ч. 3 ст. 17 АПК).

В уголовном и гражданском судопроизводстве в первой инстанции дела рассматриваются в основном судьями единолично, а в составе трех профессиональных судей – в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 31 УПК, ч. 1 ст. 14 ГПК).

По ходатайству обвиняемого по делам, подсудным среднему и высшему звеньям федеральных судов общей юрисдикции, предусмотрено рассмотрение уголовных дел судьей и коллегией в составе 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30, ч. 3 ст. 31 УПК).

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов первого и второго звеньев – Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению – Советом Федерации (п. «е» ст. 83, и. «ж» ст. 102).

Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти (ст.

10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.

В развитие положений ст. 118 Конституции в Законе о судебной системе дан полный перечень федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов (ч. 3 ст. 4).

В соответствии со ст. 4 Закона о судебной системе в Российской Федерации действуют федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ, в которую входят:

  • а) Конституционный Суд РФ;
  • б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Наряду с системой федеральных судов Закон о судебной системе предусмотрел существование судов субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. При этом указанный Закон исходит из единства судебной системы в Российской Федерации (ст. 3).

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия, поскольку ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с нормами УПК в стадии судебного разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия.

В этой стадии уголовного судопроизводства более широкие права, чем на других этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и законному представителю, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям.

Все это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законом (ст. 379, 409 УПК).

Сказанное можно дополнить указанием на то, что обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК).

В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении.

Хотя судебное разбирательство производится лишь но обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 252 УПК).

В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов правосудие осуществляют суды первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Рассмотрение дел по первой инстанции судьи осуществляют как единолично, так и в коллегиальном составе.

Коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции осуществляется судом в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (в случаях, предусмотренных законом) – в составе судьи и 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК).

Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется в районном суде – судьей единолично, в вышестоящих судах – судом в составе трех судей (ч. 3 ст. 30 УПК; ч. 4 ст. 17 АПК), в кассационном порядке – также судом в составе трех судей, а в порядке надзора – в составе не менее трех судей (ст.

17 АПК, ст. 14 ГПК) большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (ст. 30 УПК).

Конституционный Суд РФ рассматривает дела только в коллегиальном составе. При этом решение Конституционного Суда обязательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Закона о Конституционном Суде).

Установление запрета на создание чрезвычайных судов является одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией (ст. 45–52).

Источник: https://studme.org/53937/pravo/printsip_osuschestvleniya_pravosudiya_tolko_sudom

3. Принцип осуществления правосудия только судом

Осуществление правосудия только судом в гпк

Учебные пособия

Правоохранительные органы

Раздел: Экономика

Данный принцип закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О судебной системе РФ» определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу.

Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально.

В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возможность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд.

Попытки создать внесудебные органы в «советское» время обернулись беззаконием и произволом.

Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечивается нормами судоустройственного и процессуального права.

Закон «О судебной системе РФ» перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды.

УПК, ГПК, Арбитражный процессуальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления правосудия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным правонарушением.

К содержанию книги:   Правоохранительные органы

Правоохранительные органы  Правоохранительные органы Налоговая полиция

Обращения в правоохранительные органы

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы,

www.bibliotekar.ru

www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/55.htm

Международные договоры Российской Федерации как правовая

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности,

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-2/77.htm

Общегосударственный контроль. Правовое регулирование

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль

www.bibliotekar.ru

www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-5/15.htm

ТАМОЖНЯ. Обжалование постановления таможенного органа

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/kodex-tamozhnya/49.htm

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы;

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-2/102.htm

Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресе

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов,

www.bibliotekar.ru

www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/252.htm

УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ, БЮДЖЕТНЫЕК бюджетным

назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др.

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/kodex-11-22/186.htm

7.1. Счетная палата Российской Федерации

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/finansovoe-pravo/9.htm

Органы государственной власти Российской Федерации

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан,

bibliotekar.ru

bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/107.htm

Функции Российского государства. Под функциями государства

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен

Источник: http://www.bibliotekar.ru/pravoohranitelnye-organy-2/13.htm

Юрист Агапов
Добавить комментарий