Приказы для провизора

?РАЗБОР ПРИКАЗА 149н

Приказы для провизора

14 мая 2018 в силу вступил приказ №149н от 05 апреля 2018 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Здравоохранения Российской федерации по вопросам обращения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету». Времени на его изучение было предостаточно, но у многих по-прежнему возникает немало вопросов. Давайте разберемся, что же изменилось, и как это отразится на нашей с Вами работе.

Что касается изменений в Приказе №183н «Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»: Все, чем отличается новая версия от старой абзаца первого раздела I, так это отсутствием фразы в конце самого абзаца «(при условии включения их в перечень отдельной позицией)». Что это значит?

Ранее предметно-количественному учету подлежали средства из раздела I по отдельности, либо в комбинации со средствами из этого же раздела. Теперь учету подлежат все комбинированные препараты, содержащие хотя бы одно средство из раздела

I. Допустим, в данном разделе мы видим всеми нами любимый Фенобарбитал. Следует вопрос: «Неужели Андипал, Корвалол и другие теперь подлежит учету?». Ответ: «Нет!». И вот почему. Есть два момента, облегчающие нам жизнь: Первый – наверняка все знают и помнят (кто не знает, теперь будет подкован)

Приказ МЗ РФ №562н «Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества» Чем он нам поможет?

Пункт 5 Приказа гласит: «Отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие:

• фенобарбитал в количестве до 15 мг включительно в сочетании с кодеином (или его солями) независимо от количества (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
• фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эфедрином гидрохлоридом независимо от количества (на 1 дозу твердой лекарственной формы)» Рассмотрим на примере Андипала. Читаем состав: Метамизол натрия + Фенобарбитал 20мг + Бендазол + Папаверина гидрохлорид.

Вышеперечисленных кодеина либо эфедрина гидрохлорида в составе нет, а значит, мы не высчитываем дозировки и не относим его к препаратам, подлежащим ПКУ.

Также существует Приказ МЗ и СР РФ от 16 марта 2010 №157н «Об утверждении предельно допустимого количества наркотического средства, психотропного вещества и их прекурсора, содер-жащегося в препаратах».

Кому интересно, может ознакомиться с ним поближе.

Для нас он является больше документом для общего развития, нежели для выяснения принадлежности препаратов к ПКУ или нет, но мы же с Вами должны быть образованными специалистами.

Второй – отпуск препаратов по рецепту/без рецепта регламентируется, в первую очередь, маркировкой упаковки и графой в инструкции «Условия отпуска из аптек» (61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

А уж потом Приказом №403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов ».

 Что касается того же Андипала, он является препаратом безрецептурным, а значит требовать на него рецепт, да еще и формы №148-1/у-88 – верх безрассудства.

Многие также задаются вопросом по поводу Голдлайна, Редуксина.Напоминаем, что сибутрамин входит в раздел II Приказа №183н как сильнодействующий. Но в чем отличие? Редуксин содержит два фармакологически активных вещества Сибутрамин и Микрокристаллическую целлюлозу, Голдлайн содержит лишь Сибутрамин.

А согласно вышеуказанному разделу ПКУ подлежат лекарственные средства в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также в сочетании с фармакологически активными веществами (при условии включения их в перечень отдельной позицией). Целлюлозы в списке нет, а значит, Редуксин отпускаем по рецепту формы №107-1/у.

Также встал вопрос о комбинированных препаратах, содержащих Тропикамид.
Обращаемся все к тому же Приказу №562н. В соответствии с пунктом 5 «Отпуску по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, подлежат комбинированные лекарственные препараты, содержащие:

• кодеин или его соли (в пересчете на чистое вещество) в количестве до 20 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или в количестве до 200 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);
• псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, превышающем 30 мг, и до 60 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы); в) псевдоэфедрина гидрохлорид в количестве, превышающем 30 мг, и до 60 мг включительно в соче-тании с декстрометорфаном гидробромидом в количестве, превышающем 10 мг, и до 30 мг включи-тельно (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
• декстрометорфана гидробромид в количестве до 200 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);
• эфедрина гидрохлорид в количестве, превышающем 100 мг, и до 300 мгвключительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);
• эфедрина гидрохлорид в количестве до 50 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы); ж) фенилпропаноламин в количестве до 75 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной фор-мы), или до 300 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутренне-го применения);
 фенобарбитал в количестве до 15 мг включительно в сочетании с кодеином (или его солями) неза-висимо от количества (на 1 дозу твердой лекарственной формы);
• фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эфедрином гидрохлоридом неза-висимо от количества (на 1 дозу твердой лекарственной формы); к) хлордиазепоксид в количестве, превышающем 10 мг, и до 20 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы).

Ни тропикамида, ни прегабалина, ни циклопентолата в данном пункте нет, а значит комбинированные препараты, содержащие средства из Раздела IV (Иные лекарственные препараты) При-каза №183н предметно-количественному учету не подлежат. Тропикамид+Фенилэфрин отпускаем по рецепту формы №107-1/у.

Что же касается других изменений, то здесь все обстоит гораздо проще.

В Приказе №378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» несколько изменили формулировку пункта 2 Приложения №1 к Приказу и пункта 2 Приложения №2 к Приказу.

Пункт 2 Приложения №2 «Правила ведения и хранения специальных журналов…» к Приказу

Как это отражается на регистрации движения?

Теперь в журнале регистрации операций, утвержденном ПП РФ №644, будут вестись записи движения не только НС и ПВ списков II и III, но и комбинированных лекарственных препаратов, которые содержат кроме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фар-макологически активные вещества, и в отношении которых предусмотрены меры контроля, аналогичные тем, которые установлены в отношении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в них. Что означает занесение записей о движении Пенталгина-Н и ему подобных именно в данный журнал.

В журнале, утвержденном Приказом МЗ РФ №378н, будут вестись записи движения только СД, ЯВ и иных лекарственных препаратов, подлежащих ПКУ, о чем гласит Пункт 3 Правил регистрации операций Приказа №378н («Регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам»).

Регистрации движения прекурсоров изменения не коснулись. На ведение и хранение журналов изменения также не распространяются.

В Приказе МЗ РФ №30н «Об утверждении порядка включения лекарственных средств для медицинского применения в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету» также внесли подобную корректировку по комбинированным препаратам, что для нас (аптек) существенной роли не играет.

Источник: https://pharmteam.ru/pharmprosvet/razbor-prikaza-149n/

О квалификационных требованиях к руководителю аптеки, исполняющему обязанности провизора

Приказы для провизора

Фирфарова Н., к.э.н., редактор журнала «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение»

Руководители, в том числе руководители аптечных организаций, – это категория работников, выполняющих функции управления организациями и структурными подразделениями и занимающих соответствующие должности.

Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения руководителю аптеки требуется наличие высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет, а также сертификата специалиста.

Согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным Приказом Минздрава России от 08.10.

2015 № 707н (далее – Приказ № 707н), занятие должности «Директор (заведующий, начальник) аптечной организации» предусмотрено только фармацевтическими работниками с сертификатом (свидетельством об аккредитации) по специальности «Управление и экономика фармации», имеющими высшее профессиональное образование (специалитет по специальности «Фармация»), прошедшими подготовку в интернатуре (ординатуре) по специальности «Управление и экономика фармации» и (или) профессиональную переподготовку по специальности «Управление и экономика фармации» руководителей аптечных организаций.

Вправе ли руководитель при наличии вышеназванных требований исполнять в аптеке обязанности провизора-технолога или провизора-аналитика?

Требование к образованию для физических лиц с целью ведения ими фармацевтической деятельности, включающей в том числе розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, содержится в ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Названные работники должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

Фармацевтическая деятельность – это деятельность, подлежащая лицензированию. Статьей 8 Федерального закона от 04.05.

2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определена возможность установления лицензионного требования, предъявляемого к соискателям лицензии и лицензиатам, связанного с профессиональной деятельностью работников.

Таким лицензионным требованием может быть наличие работников, заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности. При этом конкретные формулировки лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии и лицензиатам, определены в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование фармацевтической деятельности в части деятельности аптечных организаций осуществляет Росздравнадзор. Постановлением Правительства РФ от 22.12.

2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которым установлены лицензионные требования к образованию и стажу руководителя, а также к работникам аптеки.

Первое требование заключается в наличии у руководителя, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:

  • либо высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет;
  • либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
  • сертификата специалиста.

Второе требование – наличие у аптеки работников, заключивших с ней трудовые договоры, деятельность которых также непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности:

  • высшее или среднее фармацевтическое образование;
  • сертификат специалиста.

Обратите внимание:

Номенклатура специальностей работников, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утверждена Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н.

Номенклатура включает три специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности «Фармация»:

  • 82 «Управление и экономика фармации»;
  • 85 «Фармацевтическая технология»;
  • 86 «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

По каждой из специальностей утверждены квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования и требования к дополнительному профессиональному образованию) (Приказ Минздрава России № 707н).

В соответствии с данными требованиями, а также согласно положениям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (разд.

 «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») специалисты, получившие сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», могут занимать одну из должностей руководителей аптечной организации:

  • директор (заведующий, начальник);
  • заместитель директора (заведующего, начальника);
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела).

Следовательно, руководитель аптечной организации при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога) или провизора-аналитика должен иметь подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту.

К примеру, для осуществления профессиональной деятельности в должности «провизор-технолог», который осуществляет отпуск лекарственных препаратов населению, необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минздрава России от 07.12.2017 № 2128744/25‑4.

В заключение напомним, что на сегодняшний день в области фармации утвержден ряд профессиональных стандартов, а именно:

Наименование профессионального стандартаНормативный правовой акт, утвердивший стандарт
Специалист в области управления фармацевтической деятельностьюПриказ Минтруда России от 22.05.2017 № 428н
ПровизорПриказ Минтруда России от 22.05.2017 № 427н
Провизор-аналитикПриказ Минтруда России от 09.03.2016 № 91н

Как сообщил Минздрав в Письме № 2128744/25‑4, в ближайшее время ожидается утверждение профессионального стандарта «Фармацевт».

Каждый из названных выше стандартов представляет собой характеристику квалификации, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, каждый стандарт содержит конкретные требования к образованию, обучению и опыту практической работы специалиста в соответствующей области. 

Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, №5, 2017 год

Источник: https://www.audar-press.ru/kvalifikacionnye-trebovaniya-k-rukovoditelu-apteki-provizoru

Новый приказ № 360: отпуск — рецептурный, рецепты и реестры — электронные

Приказы для провизора
МЗ Украины внедряет электронную форму рецептов с целью повышения прозрачности и подконтрольности назначения, отпуска лекарственных средств, в частности, подлежащих государственному возмещению.

Таким образом Министерство стремится ограничить явление самолечения рецептурными лекарственными средствами, усилить ответственность врача за сделанные назначения и направить в правильное русло профессиональную деятельность провизоров и фармацевтов.

Относительно последних подчеркивается отсутствие прав давать рекомендации относительно лечения заболеваний, требующих консультации врача, и проводить серьезную коррекцию назначенной им терапии.

Государственная регуляторная служба Украи­ны согласовала проект приказа МЗ Украины «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 19 июля 2005 года № 360». Напомним, что он вынесен на общественное обсуждение 17 августа текущего года. С проектом документа можно ознакомиться на нашем сайте.

Его целью является внедрение электронного документооборота, в том числе электронной формы рецепта ф-3, и возможности отпуска из аптеки рецептурных лекарственных средств только по рецепту (так как последние сохраняются в аптеке не менее квартала, не считая текущего).

Также отменяется предметно-количественный учет и вводится новое правило, согласно которому при отпуске меньшего количества одного из выписанных препаратов или отсутствии в аптеке одного из них рецепт возвращают пациенту, а в аптеке для учета оставляют только копию.

МЗ рассчитывает также повысить доступность обезболивания при хронических заболеваниях, сделав небольшой шаг к этой крайне актуальной цели: таблица предельно допустимого для отпуска количества лекарственных средств дополнена морфином в новой лекарственной форме сиропа.

Согласно новой редакции приказа в форме электронного документа можно выписывать рецепты как ф-1, так и ф-3 (на наркотические и психотропные средства).

Элект­ронный рецепт создается, хранится и передается через информационную систему, доступ к которой предоставляется уполномоченным лицам субъекта хозяйствования и удостоверяется цифровой подписью.

При этом визуальное отображение электронного документа (на бумаге или электронными средствами) рецептом не является.

С согласия пациента можно предоставлять дополнительные услуги (передачу номера элект­ронного рецепта средствами мобильной связи, электронной почты и т.д.).

Рецепты на лекарственные средства, отпускаемые на льготных условиях, с доплатой или безоплатно, выписывают в 2 экземплярах:

  • оба — на бланке ф-1 (кроме электронных), если средство не наркотическое или сильнодействующее;
  • в противном случае — на бланке ф-3 и дополнительно — на ф-1.

В случае необходимости в соответствии с режимом дозирования разрешается выписывать рецепт на лекарственное средство в количестве, необходимом для продолжения или повторения курса лечения путем указания кратности выдачи лекарственных средств.

В рецептах на украинском, английском или латинском языках указывают международное непатентованное наименование; торговое — только в тех случаях, когда лекарственное средство не имеет международного непатентованного, принадлежит к препаратам биологического происхождения, является комбинированным лекарством или отпускается на льготных условиях (безоплатно или с доплатой).

Новое в документообороте. Электронные рецепты ф-3, полученные аптекой с помощью средств электронной связи, учитываются в реестре установленной формы, который может включать также рецепты ф-3, полученные в бумажном виде. Реестры, в том числе обобщенные, содержащие электронные и бумажные рецепты, сохраняются в информационной системе аптеки на протяжении 5 лет.

Предусмотрены особые сроки хранения для рецептов (в том числе электронных) на отпущенные лекарственные средства:

  • на протяжении 5 лет (не учитывая текущий год) для выписанных на специальных рецептурных бланках ф-3;
  • на протяжении 3 лет, не считая текущего года, при условии отпуска безоплатно или на льготных условиях, а также на лекарственные средства, стоимость которых подлежит государственному возмещению (ф-1);
  • на протяжении 1 года (не учитывая текущий) — на ядовитые и сильнодействующие лекарственные средства, тропикамид, содержащие эфедрин (кроме сиропов), трамадол, псевдо­эфедрин и декстропропоксифен.

Из опыта зарубежных стран по данному вопросу известно следующее.

Национальная служба здравоохранения (National Health Service — NHS) Великобритании рекомендует сохранять рецепты на контролируемые субстанции (оригинальные бумажные или элект­ронные формы) 2 года (согласно закону); прочие рецепты — также 2 года, но на основании требований аудита (Recommendations for the Retention of Pharmacy Records — prepared by the East of England NHS Senior Pharmacy Managers 2016). Также 2 года хранят записи в реестре рецептурных препаратов (POM-register) коммунальных аптек. 13 лет, согласно GMP, следует хранить протокол экстемпорального приготовления лекарственного средства, содержащего контролируемую субстанцию. Документы относительно прочих экстемпоральных лекарств — 5 лет для целей внутреннего и внешнего конт­роля качества и 10 (для несовершеннолетних — 10 лет после наступления совершеннолетия; таков срок исковой давности) на случай возможных обвинений в причинении вреда здоровью. Чтобы можно было проследить полную историю использования иммуноглобулинов и компонентов крови, рецепты на них хранят 30 лет.

Двухлетний срок хранения всех записей относительно отпущенных рецептурных лекарственных средств, в том числе контролируемых, предусмотрен в Австралии (Prescription record keeping requirements for pharmacists).

В Британской Колумбии (Канада) твердые копии рецептов и записи назначений, сделанных устно, хранят на протяжении 3 лет с даты последнего отпуска, в Онтарио — минимум 10 лет с момента последней по времени услуги, оказанной аптекой пациенту, или 10 лет с момента достижения пациентом 18-летнего возраста (отсчет от события, которое наступит раньше) (Record Retention, Disclosure, and Disposal).

Подобные рекомендации, как правило, составляют местные профессиональные организации на основании действующей законодательно-нормативной документации, а также стандартов, которых придерживаются при проведении аудитов и контроля качества.

Проблема отпуска рецептурных лекарственных средств без назначения врача актуальна в странах с относительно небольшим участием государства в финансировании лекарственного обеспечения, в частности, на юге Европы.

Например, в Испании 85% опрошенных фармацевтов отпускали без рецепта пер­оральные конт­рацептивы, 65,9% — антибиотики, 13,4% — бензодиазепины (Caamaño F. et al., 2005).

По результатам другого исследования, в испанских аптеках 11,3% рецептурных лекарств были запрошены пациентом без врачебного назначения; в том числе 10,8% — отпущены, а 0,3% — не получены в результате отказа фармацевта (Barbero-González A. et al., 2006).

В Саудовской Аравии рецептурные препараты, в том числе антипсихотическое средство флуоксетин, отпустили без врачебного назначения в 90–100% аптек (Al-Mohamadi A. et al., 2013). По другим данным, в этой стране без рецепта отпустили 63% рецептурных лекарств (Alshammari T.M., 2017).

Аналогичная ситуация наблюдается в Эфиопии (Erku D.A. et al., 2016). Исследователи отмечают, что 61,2% рецептурных средств отпускают без рецепта в Индии (Saha S., Hossain T., 2017). Большинство экспертов сходятся во мнении относительно необходимости преодолевать такое опасное явление, как самолечение рецептурными лекарственными средствами.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Источник: https://www.apteka.ua/article/477392

Новые профстандарты для работников аптек — Audit-it.ru

Приказы для провизора

М. В. Подкопаев

Журнал «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2017

Появились профессиональные стандарты «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью».

Минтруд продолжает регламентировать трудовые функции работников, в том числе занятых в фармацевтической деятельности.

Глава 31 ТК РФ предусматривает необходимость разработки профессиональных стандартов, под которыми понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Ранее мы рассказывали о профессиональном стандарте «Провизор», который для фармацевтов был выпущен первым[1]. Теперь в дополнение к нему появились профессиональные стандарты «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» (приказы Минтруда России от 22.05.2017 № 427н и 428н соответственно).

В начале необходимо напомнить, что согласно ст. 195.3 ТК РФ профессиональный стандарт может быть обязателен для применения, если трудовым законодательством РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

При применении данной нормы под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты (Письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698).

В частности, на основании ст.

 57 ТК РФ наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Фармацевт-руководитель

Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» применяется в отношении лиц, занимающих соответствующую должность, осуществляющих организацию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств и руководство ею.

К данным лицам относятся:

  • руководители служб по снабжению, распространению товаров (лекарственных средств, медицинских изделий, ортопедических средств) и аналогичным видам деятельности (код 1324 ОКЗ[2]);
  • руководители (управляющие) в розничной и оптовой торговле (код 1420 ОКЗ).

Конкретные наименования возможных должностей для этих лиц также содержат в себе указание на руководящие функции:

  • директор (заведующий, начальник) аптечной организации;
  • заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;
  • заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
  • заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

В силу этого обобщенная трудовая функция данного специалиста включает в себя такие трудовые функции, как планирование деятельности фармацевтической организации, управление ее финансово-экономической деятельностью, организация ее ресурсного обеспечения, работы персонала организации. Кроме того, важной функцией специалиста является организация информационной и консультационной помощи для населения и медицинских работников.

Чтобы занять одну из перечисленных должностей, работник должен иметь высшее фармацевтическое образование при предварительной отработке не менее двух лет по специальности «Фармация» или среднее профессиональное образование при предварительной отработке не менее пяти лет по той же специальности.

Учитывается высшее образование в форме специалитета, оно подтверждается дипломом специалиста (п. 3 ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Названный работник должен иметь свидетельство об аккредитации либо сертификат специалиста[3].

Данные лица должны осуществлять руководство в следующих видах деятельности:

  • торговля оптовая фармацевтической продукцией (код 46.46 ОКВЭД 2[4]);
  • торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73 ОКВЭД 2);
  • торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (код 47.74 ОКВЭД 2);
  • деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД 2).

Уточним, что в последнем случае имеется в виду, очевидно, код 52.10.9 ОКВЭД 2 (хранение и складирование прочих грузов).

Специалист должен пройти обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Проведение подобных осмотров регулируется Приказом Мин­здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Согласно п. 24 приложения 2 к этому приказу работники аптечной сети, участвующие в деятельности, связанной с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, должны проходить медицинский осмотр не реже чем один раз в год.

Кроме того, обязательным для специалиста является прохождение обучения для получения следующих специальных знаний:

Вид обученияНормативный документ
Охрана трудаПостановление Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
Пожарная безопасностьФедеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуацийФедеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Провизор для аналитики

Из текста профессионального стандарта «Провизор-аналитик» можно понять, что данная специальность близка к специальности провизора[5] (относятся к одной и той же группе занятий – код 5262 по ОКЗ), но предусматривает выполнение специальных функций. Основная задача при выполнении данной работы – контроль качества фармацевтических субстанций, воды очищенной для инъекций, концентратов, полуфабрикатов, лекарственных препаратов, изготовленных в аптечной организации

Но провизор-аналитик, в отличие от провизора, может быть задействован только в двух видах деятельности:

  • торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73 ОКВЭД 2);
  • деятельность по складированию и хранению (код 52.10 ОКВЭД 2).

Обобщенной трудовой функцией провизора-аналитика является контроль качества лекарственных средств (непосредственно в стандарте трудовые функции для этой должности расписаны очень подробно), который включает в себя:

  • мониторинг систем обеспечения качества лекарственных средств в аптечных организациях;
  • обеспечение наличия запасов реактивов в аптечной организации;
  • проведение внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптечных организациях, и фармацевтических субстанций.

 Необходимо иметь в виду, что согласно Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках[6], лекарственные средства и лекарственные вещества, независимо от источника их поступления, подвергаются приемочному контролю, а лекарственные средства, изготовленные в аптеках (в том числе гомеопатических) по индивидуальным рецептам или требованиям лечебных организаций, в виде внутриаптечной заготовки, фасовки, а также концентраты и полуфабрикаты подвергаются внутриаптечному контролю.

Всеми этими видами внутриаптечного контроля должен владеть провизор-аналитик. Если он впервые назначается на должность, ему необходимо пройти курс стажировки в территориальной контрольно-аналитической лаборатории.

Должность соответствующего специалиста может называться не только «провизор-аналитик», но и «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» в случае создания такого подразделения.

Для провизора-аналитика конкретизируется, что он должен иметь высшее образование по специальности «Фармацея» или окончить интернатуру (ординатуру) по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Как и провизор, он должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.

Нужно помнить, что согласно ст. 196 ТК РФ работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок и сроки совершенствования фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях установлены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н.

Как и провизор, провизор-аналитик обязан проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством РФ, то есть в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России № 302н.

Но, в отличие от провизора, провизор-аналитик обязан также (в этом – общее со специалистом в области управления фармацевтической деятельностью) проходить обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также иметь свидетельство об аккредитации либо сертификат специалиста. 

[1] См. статью М. В. Подкопаева «Минтруд определил, кто может быть провизором», № 5, 2016. [2] ОК 010-2014 (МСКЗ-08) «Общероссийский классификатор занятий», принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст. [3] См. приложение 2 к Приказу Минздрава России от 06.06.2016 № 352н. [4] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. [5] Соответствующий профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 09.03.2016 № 91н. [6] Утверждена Приказом Минздрава России от 16.07.1997 № 214.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a110/915298.html

Приказ об идеальном провизоре

Приказы для провизора

Введен новый профессиональный стандарт «Провизор» — его разработчик рассказала, как он повлияет на жизнь сотрудников аптек

Теперь точно известно, что должен знать, уметь и делать на своем рабочем месте провизор. Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 09.03.2016 № 91н утвердило Профессиональный стандарт «Провизор». Ранее подобного единого документа, фиксирующего все требования к профессии, не было.

Бумага бумагой, но имеет ли ее появление какой‑либо практический смысл для первостольников и руководителей аптек? Попробуем ответить на этот и другие вопросы вместе с Еленой Неволиной, исполнительным директором Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», которое является ответственной организацией — разработчиком стандарта.

Общие сведения

Начнем с того, что Профессиональный стандарт «Провизор» (далее «ПС») из себя представляет. Он состоит из трех разделов. В разделе I — Общие сведения:

  • наименование вида профессиональной деятельности — организация и ведение фармдеятельности в сфере обращения лекарственных средств;
  • цель деятельности — обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами (далее — ЛП) и другими товарами аптечного ассортимента (далее ТАА).

В разделе II — Описание трудовых функций провизора. Перечислим их:

  • оптовая и розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА;
  • проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА;
  • обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА;
  • информирование населения и медицинских работников о ЛП и других ТАА;
  • изготовление ЛП в условиях аптечных организаций (этот пункт касается только аптек с рецептурно-производственным отделом).

Мастер-класс

В разделе III можно найти возможные наименования провизорских должностей, предлагаемых стандартом, — «провизор» и «провизор-технолог», то есть в этом нет никаких изменений.

Разумеется, обязательно наличие высшего фармобразования (уровень — специалитет, то есть классическое 5‑летнее высшее образование) и повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Ниже в ПС следует перечисление дополнительных — то есть не обязательных, но весьма желательных — путей профессионального развития провизора: программы переподготовки, стажировки, тренинги, дистанционные образовательные технологии (включая вебинары), участие в конференциях, конгрессах, мастер-классах.

Как говорится, кто бы отказался. Любой первостольник с радостью сменит хотя бы на несколько дней или часов рутину аптечной повседневности на мастер-класс, стажировку или конференции, к тому же с перспективой профессионального роста.

Но для этого, как говорил главный герой фильма «Вокзал для двоих», его должны «хотя бы один раз послать» на такие мероприятия.

Особое условие допуска к провизорской работе — прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также, в случае необходимости, внеочередных медицинских осмотров.

ФармацЕя, или Наш подпоручик Киже

В одной из частей раздела III привлекает внимание наименование нашей специальности согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) — «фармацея». Именно так, через «е».

Это совсем не ошибка разработчиков, разъясняет Елена Неволина, исполнительный директор ответственной организации — разработчика стандарта: «Наша специальность называется „фармация“. Ошибка допущена в ОКСО. Классификатор этот ведет Министерство образования и науки.

В ходе работы над стандартом мы написали в Минобрнауки с просьбой исправить ошибку. Выяснилось, что это казус составителя классификатора, который, видимо, решил, что раз „фармацЕвты“, то и специальность пишется через „е“ — „фармацЕя“.

Проблема в том, что пока ОКСО не будет переиздан, эту ошибку в действующем классификаторе исправить невозможно».

Елена Неволина далее рассказывает, что поначалу разработчики, конечно же, указали в стандарте корректное наименование специальности «фармация», но Минюст вернул ПС обратно именно на том основании, что оно не совпадает с наименованием, указанным в ОКСО.

Вот такой анекдот. Некто — вероятно, не имевший фармобразования, — допустил ошибку в одном классификаторе — и «вся отраслевая рать» не в силах эту ошибку исправить.

И теперь гуляет она по нормативным правовым актам, смущая профессионалов. Есть такое расхожее словосочетание «буква закона».

В данном случае буквально одна буква — как тот самый рожденный пером чиновника подпоручик Киже — устроила веселый концерт над здравым смыслом.

Стандарт обязателен

В разделе III по каждой из приведенных выше трудовых функций провизора перечисляются: а) трудовые действия, б) необходимые умения, в) необходимые знания, г) другие характеристики. Но прежде чем перейти к ним, выясним, имеет ли ПС «Провизор» обязательный или, например, желательный (рекомендательный) характер.

Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14–0/10/13–2253 поясняет, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом и другими федеральными законами РФ. Елена Неволина

Источник: https://www.katrenstyle.ru/articles/blog/juridical_blog/prikaz_ob_idealnom_provizore

Юрист Агапов
Добавить комментарий