Применение наручников закон о полиции

Применение наручников закон о полиции | Линия права

Применение наручников закон о полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Применение наручников закон о полиции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сотрудники полиции, не прошедшие специальной подготовки, на должность полицейского-кинолога не назначаются. 16.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств.

Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Применение стрелкового оружия и специальных средств в охране

Обращаем ваше внимание, что материалы сайта доступны сразу, если у вас отключены блокирующие рекламу программы.

В результате соблюдение полицией прав граждан при применении специальных средств, не указанных в Законе «О полиции», обеспечивается лишь минимумом юридических гарантий, а именно: обязанностью действовать в соответствии с положениями законодательства о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости.

При задержании преступника, который совершает тяжкое преступление против жизни, здоровья или имущества. Применение огнестрельного оружия в данном случае возможно, если преступник пытается скрыться и не реагирует на предупредительный выстрел. Перед использованием огнестрельного оружия полицейский обязан лично убедиться в факте незаконных действий нарушителя.

Непосредственная опасность — это угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредствующих звеньев или участников (занесенный над головой гражданина или сотрудника полиции металлический прут, попытка вытолкнуть на проезжую часть либо железнодорожные пути перед близко идущим транспортом, удержание под водой и т.д.). В этом ведомственном нормативном документе впервые используется понятие «специальные средства». Это понятие будет использоваться и в дальнейшем, применительно к специальным химическим средствам.

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

Специальные газовые средства — аэрозольные упаковки со слезоточивым газом («Черемуха-10», «Черемуха-110М, «Терен-4» и др.), аэрозольные распылители («Контроль-М» (10%ОС), «Контроль-МК», «Контроль-ММ», «Резеда-10», «Резеда-10М», «Зверобой-10», «Зверобой-10М»); аэрозольный распылитель с раздражающим составом («Сирень-10»).

Временной интервал между принятием этих Законов составляет двадцать лет. За этот период происходят изменения в законодательстве, которые расширили круг субъектов применения специальных средств. Изменилась отраслевая принадлежность специальных средств.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел имеются несколько модификаций резиновых палок (ПР – 73, ПР – 89, ПР – 90 и др.), которые предназначены для применения в различных условиях сотрудниками разных подразделений органов внутренних дел: патрульно-постовой службы, в том числе отрядами полиции особого назначения, сотрудниками ГИБДД, участковыми уполномоченными полиции и др.

В первую очередь, спецсредства отличаются от оружия по преследуемым целям (желаемому результату), интенсивности применения и размеру причиненного вреда.

Дабы установить данный элемент общих норм Уголовного кодекса РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, недостаточно. Обстоятельства, исключающие преступность деяния, закреплены в Уголовном кодексе РФ.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

Формирование перечня специальных средств и утверждение правил их применения осуществлялось на ведомственном уровне до принятия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» . Согласно статье 14 Закона «О милиции» «…Перечень специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации».

О, как Вас занесло. Где Вы нашли такое. Поделитесь. Я тоже сомневаюсь в правомерности. Пока есть милиция, полициия нам НЕ УКАЗ!

Телесный осмотр проводится медицинским работником военно-медицинской организации. Прокуратура и следственный комитет проводит проверку по применению наручников, говорят что за спиной и на уровне плечь (человек наклонился) применять наручники нельзя и за это будет п.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.2.1.

Телесный осмотр проводится медицинским работником военно-медицинской организации. Прокуратура и следственный комитет проводит проверку по применению наручников, говорят что за спиной и на уровне плечь (человек наклонился) применять наручники нельзя и за это будет п.

Применяется как на открытой местности, так и в помещениях с целью лишить нарушителя возможности совершения активных действий в течение короткого времени.

Стоимость услуги вооруженного сопровождения

Наиболее часто в деятельности сотрудников полиции используется слезоточивый газ «Сирень» – CS (ортохлорбензальмалононитрил), в аэрозольной упаковке массой 100 мл, температурный диапазон хранения которого от -10 до +40°С. Дальность выброса активного состава 1,5–2 м, время воздействия на нарушителя – 2–3 секунды. В летнее время его действие эффективнее, чем зимой.

Порядок применения специальных средств — это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к применению специальных средств.

Применение специальных средств лично или в составе подразделения (группы) является неотъемлемым правом сотрудника полиции МВД России, предусмотренным федеральными конституционными законами Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации.

К средствам активной обороны относятся: палки резиновые специальные; наручники; патроны с резиновой пулей ударного непроникающего действия; ручные газовые гранаты; патроны с газовыми гранатами; аэрозольные упаковки; карабины специальные; комплект насадок к карабину; пистолеты сигнальные; пистолеты газовые и патроны к ним; электрошоковые устройства.

ФЗ 3 от 07.02.2011 «О Полиции» А по конституции Рф ныне действующей, если вы не в курсе то ФЗ имеет болшую юр. силу нежили Приказ МВД и вслучае противоречия перевешивает ФЗ. Вот вам и ответ. А мой совет:…

Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

Решение о количестве и типах спецсредств, которые требуются на проведение той или иной конкретной операции, принимается ее руководством. В случае индивидуальных действий сотрудника МВД подобное решение он принимает самостоятельно, отчитавшись впоследствии путем рапорта-доклада перед непосредственным начальством.

На наш взгляд, выработку определения понятия «специальные средства» целесообразно начать с истории их развития и генезиса термина.

Ограничения при применении сотрудником полиции специальных средств по отношению к транспорту Если же действия водителя создают реальную опасность здоровью и жизни окружающих и он игнорирует неоднократные сигналы остановиться, допускается воспользоваться огнестрельным оружием с целью повредить транспортное средство.

Применение специальных средств и огнестрельного оружия

Копию — директору школы. С требовнаием принять меры по недопущению подобной практики. И спокойно ждете, когда вам придет ответ. Не придет в течении 2х недель — то же самое в прокуратуру с дополнением о том, что ваше заявление было проигнорироано начальником РОНО и директором школы. В дополнение. 1. оскорбление — ст. 130УК, дело частного обвинения, рассматривается мировым судом.

Существует правовая основа применения сотрудниками полиции специальных средств, включенных в утвержденный Правительством РФ Перечень. Разрешение их использовать может быть выдано министром внутренних дел РФ, его заместителями, начальниками ГУВД, МВД субъектов РФ либо их заместителями.

Полученные результаты показали, что, несмотря на некоторую тенденцию к ежегодному их сокращению, количество сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, остается недопустимо высоким.

Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых — оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.

Разбойное нападение на охраняемое имущество

Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.

Помимо того, у МВД РФ имеются законные основания применения специальных средств сотрудниками полиции (в ряде случаев), а также огнестрельного оружия с боеприпасами из арсенала правоохранительных органов других стран.

Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

При применении специальной палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции.

В статье 21Закона РФ «О полиции» установлены условия, пределы, а также порядок применения полицией специальных средств.

При отсутствии наручников сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания. Цель применения наручников заключается в ограничении противоправных или опасных действий нарушителя. Требуется периодическая (не реже одного раза в два часа) проверка состояния фиксации замков.

Квалифицированным считается мошенничество, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с использованием своего служебного положения; г) с причинением ущерба потерпевшему.

Источник: http://dv26.ru/zemelnoe-pravo/855-primenenie-naruchnikov-zakon-o-policii.html

Некоторые особенности закона о полиции

Применение наручников закон о полиции

Некоторые особенности закона о полиции

1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный Закон «О полиции». Данный Закон содержит 11 глав, в том числе две новые статьи, которые отсутствовали в законе «О милиции»: ст. 8 «Об открытости и публичности» и ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан».

Детальное сравнение положений статей 1 и 2 Закона о полиции с положениями аналогичного документа, регламентирующего работу милиции, показывает, что основной набор задач, стоящих перед милицией-полицией практически не изменился.

Полиция, как и милиция, защищает жизнь и здоровье граждан, их основные права и свободы, а также собственность.

Устранив неопределенность, существующую в законе о милиции, законодатель, добавил, что защите подлежат как россияне, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

В Законе «О полиции» нашли свое отражение два существенно новых принципа: беспристрастность и использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Права полиции, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, перечислены в статье 13 Закона. По сравнению с аналогичной статьей закона о милиции в новом документе в основном появились незначительные изменения. Например, в перечень прав включено право проводить оперативно-розыскные мероприятия, которые в законе о милиции были отнесены к обязанностям.

Полиции предоставлено право патрулировать общественные места, выставлять при необходимости посты, контрольные и контрольно-пропускные пункты, заслоны, стационарные посты и использовать другие формы охраны общественного порядка.

Если Вы обратились к полицейскому, он обязан:

• назвать свои должность, звание, фамилию;

• внимательно выслушать обратившегося;

• принять соответствующие меры в пределах своих полномочий или разъяснить, в чью компетенцию входят решения поставленных вопросов.

Если полицейский обратился к Вам, он обязан:

• назвать свои должность, звание, фамилию;

• предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;

• после чего сообщить причины и цель обращения.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан!

В новом законе детализирована процедура и порядок задержания. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

При задержании сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Задержанное лицо имеет право пользоваться услугами адвоката и переводчика с момента задержания. Кроме того, введено право задержанного на один телефонный звонок. Срок предоставления такой возможности — три часа с момента задержания. Цель — уведомление близких о задержании и месте нахождения.

Также детально теперь прописаны полномочия полицейских при проникновении в жилище. Раньше о проникновении в дом, квартиру или на земельный участок против воли проживающих в течение суток уведомлялся только прокурор.

Теперь к нему добавился собственник жилища и (или) проживающие там граждане. Основания вторжения в жилище не изменились: спасение жизни и имущества, задержание преступника, пресечение преступления, несчастный случай.

Применение физической силы, оружия и спецсредств в законе «О милиции» было наиболее детализированным полномочием, что и сохранилось в новом законе. Например, «не допускается нанесение человеку ударов специальной палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца».

Также сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения силы, первую помощь и принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Число применяемых спецсредств увеличилось с 10 до 14. Классические наручники раздвоились на «средства сковывания движения» и «средства ограничения подвижности».

Служебные собаки поменялись на служебных животных (речь, например, о конных патрулях). Появились средства блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

При этом специально оговорено, что незаконные, но ненасильственные акции не могут пресекаться с применением спецсредств.

Увеличился на один пункт перечень оснований для применения огнестрельного оружия против людей, а именно, для задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывчатых устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.

Актуально по состоянию на 26.11.2018

Источник: http://ombudsmanspb.ru/nekotorye_osobennosti_novogo_zakona_o_politsii

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Применение наручников закон о полиции

21 Июня 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил разъяснения Федеральной службы исполнения наказаний России о правовых основах применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения.

Совет продолжит изучение данного вопроса, принимая во внимание случай обвиняемого экс-директора «Гоголь-Центр» Алексея Малобродского, в отношении которого были применены наручники при госпитализации с подозрением на инфаркт. 

Ранее позиция по данному вопросу была представлена Министерством внутренних дел.

  • 1. Письмо МВД России
  • 2. Письмо ФСИН России

Документы

Уважаемый Михаил Александрович!

Министерством внутренних дел Российской Федерации Ваше обращение по вопросам нормативной правовой регламентации порядка применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения рассмотрено.

Сообщаем, что право сотрудников полиции применять специальные средства, в частности средства ограничения подвижности (наручники) при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, закреплено пунктом 6 части первой и пунктом 3 части второй статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).

При этом пунктом 1 части первой статьи 22 Закона о полиции предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. В то же время законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений на применение названных средств к «тяжелобольным лицам». Основания для применения средств ограничения подвижности (наручников) при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в тех или иных случаях определены приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (далее — Наставление). Наставление не выделяет какой-то особый порядок их применения к лицам, находящимся под стражей в медицинских организациях. Соответствующее   решение   принимается   старшим   конвойного   наряда индивидуально, в зависимости от личностных характеристик конвоируемого лица, его склонности к совершению противоправных действий, наличия оперативной информации о намерении совершить побег, а также с учетом иных обстоятельств. Следует отметить, что на практике пренебрежение указанными нормами безопасности неоднократно приводило к чрезвычайным происшествиям, в том числе связанным с побегами заключенных под стражу лиц из медицинских организаций, причинением членовредительства себе или телесных повреждений посторонним лицам.

МВД России не располагает информацией о нарушениях прав подозреваемых и обвиняемых при их конвоировании и содержании под стражей в медицинских учреждениях и выражает готовность рассмотреть возможно имеющиеся в Вашем распоряжении сведения о подобных случаях для проведения по ним проверок в установленном порядке.

Первый заместитель Министра                              А.В. Горовой

К оглавлению ↑

Письмо ФСИН России

Федеральной службой исполнения наказаний рассмотрено письмо Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Федотова М.А.

по вопросу предоставления нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения наручников при конвоировании обвиняемых, подсудимых и осужденных в медицинские учреждения. Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания определены Законом Российской Федерации от 27 июля 1993 г.

№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон).

В соответствии со статьей 28 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 30 Закона, которой определен порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы специальных средств, наручники применяются сотрудниками в следующих случаях:

  • для пресечения преступлений;
  • для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной
  • для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
  • для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  • для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
  • при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
  • при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
  • для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;
  • для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега.

Также сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять наручники в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 7 мая 2009 г.

№ 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».

Указанные нормативные правовые акты находятся в общем доступе в сети Интернет.

Документов ограниченного доступа по данным вопросам не имеется.

Врип заместителя директора                       В.П. Балан

Источник: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4733/

Уголовная ответственность за неправомерное применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия

Применение наручников закон о полиции

Применение специальных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
На практике в определенных случаях возникают вопросы уголовно-правовой квалификации неправомерного применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон «О полиции»), полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обес­печения общественной безопасности.

Для выполнения стоящих перед сотрудниками полиции задач они наделены правом применения государственного принуждения, осуществляемого от имени государства.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является достаточно распространенным средством принуждения, применяемым сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств.

С одной стороны, при их применении сотрудники полиции глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан, т.к. это сопряжено с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни.

С другой стороны, это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников органов внутренних дел от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.

Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:

— с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);

— с применением оружия или специальных средств (п. «б»);

— с причинением тяжких последствий (п. «в»).

В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

— могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);

— никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу). Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах. В п.

22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснить, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст.

286 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в законе «О полиции»).

Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо.

В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление.

Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда – по ст. 116 УК РФ «Побои», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».

Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и (или) специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ.

Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенном с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).

В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, имеющим общий характер. Например, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п.

«г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст.

127 УК РФ не требуется.

Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 г.

№ 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление», на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанных статей УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, например, ст. 22 или 23 Закона «О полиции», предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия.

При этом, если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.

Не влечет уголовной ответственности умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.

Обобщая изложенное, последствия применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия схематично можно представить в виде таблицы.

Источник: http://ormvd.ru/pubs/102/criminal-liability-for-misuse-by-police-officers-of-physical-force-special-means-and-or-firearms

Юрист Агапов
Добавить комментарий