Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде

Стадии конституционного судопроизводства

Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде

I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства).

КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение.

Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний.

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний.

В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается.

В принципе, это характерно для западной судебной системы — например, для голландских, английских судов и т.д.

— но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

Принятие решения — а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») — происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления.

Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации.

Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

Таким образом, по относительно сложному делу с проведением по нему слушания, если жалобу не пришлось подавать повторно, процесс конституционного судопроизводства, с момента подачи обращения в КС РФ и до момента получения на руки решения, занимает в среднем от 7—8 месяцев до года.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено — изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

Материалы по теме:

Источник: http://kslitigation.ru/poryadok-obrashheniya-v-konstitutsionnyiy-sud-rf/stadii-konstitutsionnogo-sudoproizvodstva

Предварительное рассмотрение конституционной жалобы. Рассмотрение жалобы Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации | Основные этапы движения конституционной жалобы

Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде

Предварительное рассмотрение жалобы Секретариатом и предварительное изучение жалобы судьей по поручению Председателя Конституционного Суда служат «фундаментом» рассмотрения дела по существу в судебном заседании, помогающим «установить объективную истину по делу, выяснить действительные права и взаимоотношения сторон» .

Предварительное изучение конституционной жалобы ускоряет судебный процесс. Ежегодно в Конституционный Суд поступает около 15 тыс. жалоб, и 19 судьям физически не по силам рассмотреть все их самостоятельно в разумный срок. Секретариат играет роль своеобразного «фильтра», выполняя основную работу по предварительному рассмотрению обращений.

Многие обращения после их изучения Секретариатом вообще не доходят до судей Конституционного Суда. Сложность и эффективность работы Конституционного Суда обусловливает хорошо организованная и высокопрофессиональная работа Секретариата.

В процесс предварительного рассмотрения жалобы вовлечено значительное количество служащих — сотрудников Секретариата. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд РФ. М., 1998. С. 81.

Обращение может поступить в Конституционный Суд либо по почте (может быть, в скором времени и по электронной), либо на личном приеме в Приемной Конституционного Суда в г. Санкт-Петербурге. Процедура предварительного рассмотрения обращений подробно урегулирована Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда РФ.

Поступившая в Конституционный Суд жалоба регистрируется канцелярией Секретариата. Дата регистрации обращения имеет значение для отсчета времени, в течение которого должно быть завершено предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда (не позднее двух месяцев). После регистрации происходит «первичная обработка» жалобы, т.е.

ее рассмотрение специалистами соответствующих управлений Секретариата. Итогом такого рассмотрения является заключение профильного управления (отдела) Секретариата, содержащее вывод относительно допустимости и подведомственности жалобы.

Например, профильным управлением для предварительного рассмотрения обращения о проверке конституционности законоположений о пенсиях будет Управление конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты, о земельных вопросах — Управление конституционных основ частного права, об административных правонарушениях — Управление конституционных основ административного права Конституционного Суда РФ и т.п. Поскольку довольно часто обращения, поступающие в Конституционный Суд, имеют межотраслевой характер, они предварительно изучаются несколькими отраслевыми подразделениями. Случается, что мнения управлений различаются.

Проверка формального соответствия поданной жалобы требованиям Закона может привести к отрицательному для заявителя результату в случаях, если обращение:

    • явно не подведомственно Конституционному Суду. Например, к компетенции Конституционного Суда не относится проверка решений судов и иных правоприменительных органов, принятие законов, внесение изменений и дополнений в законодательство, установление каких-либо фактов и определение на основе этого конкретных параметров прав и обязанностей заявителя (размера пенсии, налогового обязательства) ;

См.: Тарибо Е.В. Секретариат Конституционного Суда РФ: статус, полномочия, функции // ЭЖ-Юрист. 2006. N 25.

    • по форме не отвечает требованиям Закона о Конституционном Суде (ст. ст. 37, 38). Не отвечающими по форме требованиям Закона о Конституционном Суде считаются, в частности, жалобы, подписанные неуправомоченными лицами, или жалобы, в которых отсутствует позиция заявителя, т.е. его отношение к оспариваемому акту. Нередко в некоторых обращениях «позиция и ее правовое обоснование отсутствуют, вместо этого излагаются цитаты из судебных решений (в итоге обращения — требование признать примененный акт неконституционным)» ;

Там же.

    • исходит от ненадлежащего лица. Например, жалоба подана лицом, в отношении которого оспариваемый закон не был применен или чьи права не были нарушены законом;

4) не оплачено государственной пошлиной (если отсутствуют основания для полного или частичного освобождения заявителя от ее уплаты). Секретариат от своего имени уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона о Конституционном Суде.

Если обращение по форме не отвечает требованиям данного Закона или не оплачена государственная пошлина, заявитель, устранив эти недостатки, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Небезынтересно отметить, что в Конституционный Суд подавались жалобы, в которых заявители расценивали законоположение о предварительном рассмотрении обращений Секретариатом как создание необоснованных преград для обращения гражданина с жалобой в Конституционный Суд.

Однако Суд подтвердил обязанность Секретариата при рассмотрении поступающих обращений в предварительном порядке проверять их соответствие требованиям.

«Уведомление заявителя о несоблюдении тех или иных требований с одновременной рекомендацией об устранении недостатков в оформлении обращения является обязанностью Секретариата по обеспечению деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и не может рассматриваться как ограничение права заявителя на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации» .

Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2000 г. N 125-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пчелкиной Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав рядом статей Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 40 Закона о Конституционном Суде Секретариат вправе направить явно неподведомственные обращения в органы государственной власти или организации, компетентные решать поставленные в них вопросы.

По сложившейся практике подобное решение принимается Секретариатом в тех случаях, когда доводы обращения заслуживают внимания, а права заявителя могут быть защищены в другом порядке . И это положение данного Закона было предметом конституционной проверки. В Определении от 16 октября 2003 г.

N 321-О Конституционный Суд указал, что по существу заявитель выражает несогласие с решением органа власти .

См.: Тарибо Е.В. Указ. соч.
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 321-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Титова Юлия Ивановича на нарушение его конституционных прав ч. 4 ст. 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Документ официально не опубликован.

Нередко в заключениях Секретариата содержатся выводы, свидетельствующие не просто о проверке формального соответствия жалобы требованиям указанного Закона, а касающиеся существа заявленных в жалобе требований .

Безусловно, они не носят обязательного характера, поскольку только Конституционный Суд на заседании палаты самостоятельно выносит решение о соответствии или несоответствии оспариваемых законоположений Конституции.

См.: Лучин В.О., Доронина О.Н. Указ. соч. С. 82.

Заявитель получает заключение Секретариата о наличии препятствий для принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом, как правило, в течение одного-полутора месяцев. Возвращение Секретариатом жалобы гражданину не лишает его, как отмечалось выше, права на повторное обращение с конституционной жалобой.

При этом гражданин должен устранить те недостатки, на которые указал Секретариат в своем заключении. Жалоба и приложенные к ней документы при повторном обращении также подлежат предварительному изучению Секретариатом. Повторная жалоба может быть возвращена заявителю Секретариатом, если не устранены недостатки первичного обращения.

В практике конституционного судопроизводства встречались случаи, когда Конституционным Судом РФ по результатам рассмотрения повторной жалобы заявителя устанавливалась ошибочность предварительных выводов Секретариата, а сама жалоба признавалась соответствующей требованиям Закона о Конституционном Суде.

Однако чаще на заседании палаты Конституционного Суда, разрешающей дело по существу, выводы суда совпадают с мнением Секретариата. Заявитель может не согласиться с отрицательной позицией Секретариата по своей жалобе и потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу.

В этом случае он направляет в Конституционный Суд соответствующее заявление с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 37 — 39 Закона о Конституционном Суде.

Если заявитель настаивает на принятии решения по его жалобе Конституционным Судом, то по результатам проверки, проводимой в срок не более одного месяца, Суд рассматривает этот вопрос на пленарном заседании.

При признании отрицательного решения Секретариата обоснованным Конституционный Суд выносит определение о несоответствии жалобы требованиям Закона о Конституционном Суде. Копия определения Конституционного Суда направляется заявителю.

Заявитель имеет также право обжалования действий сотрудников Секретариата, руководствуясь Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Источник: http://www.obhis.ru/predvaritelnoe-rassmotrenie-konstitutsionnoy-zhaloby.-rassmotrenie-zhaloby-sekretariatom-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii.html

Сроки рассмотрения жалобы в конституционном суде российской федерации: проблемы и пути их решения

Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде

УДК 340,131 ББК 67.300

СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ

_ ____w W _ _

В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Сергей Николаевич БЕЛЯСОВ, доцент кафедры конституционно-административного права Московского государственного областного гуманитарного института, кандидат юридических наук E-mail: belyasov_sergei@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного законодательства на предмет рассмотрения конституционной жалобы в Конституционном Суде РФ.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, конституционная жалоба, срок рассмотрения, Конституция РФ, законодательство, защита прав человека, восстановление нарушенного права.

Annotation. The article deals with the comparative analysis of foreign and native (Russian) legislation, for consideration of the constitutional claim in the Constitutional Court of the Russian Federation.

Key words: the Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional claim, time frame of consideration, the Constitution of the Russian Federation, legislation, protection of human rights, restore (rebuild) of violated right.

Рецензент — И.В. Щербинина, кандидат юридических наук, доцент Московского государственного областного гуманитарного института

Одним из основных полномочий Конституционного Суда РФ является реализация прав граждан на судебную защиту от посягательств государственных органов и должностных лиц на их права и свободы.

Согласно главе 13 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1 (от 04.06.2014 г.

№ 9-ФКЗ) Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время индивидуальная конституционная жалоба является едва ли не самым мощным средством развития конституционных начал правового государства, основу которого составляют права и свободы человека (ст. 2 Конституции РФ).

Несмотря на бесспорную необходимость и важность деятельности Конституционного Суда

РФ по защите конституционных прав и свобод граждан, по средствам рассмотрения конституционной жалобы хотелось бы обозначить ряд фактов, которые негативно сказываются на ее качественном рассмотрении.

Одним из наиболее заметных обстоятельств, препятствующих надлежащей защите прав и свобод граждан, является отсутствие в российском законодательстве предельных сроков рассмотрения Конституционным Судом РФ жалоб граждан, что в большой степени снижает эффективность самого решения.

Анализ законодательства показывает, что максимальный срок судебного разбирательства составляет пять месяцев со дня поступления заявления в Суд (ч. 2 ст. 225.16 АПК РФ), включая и срок на подготовку дела к разбирательству. Можно сказать, что как в гражданско-процессуальном законодательстве, так и в арбитражно-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2015

процессуальном средний срок для рассмотрения составляет три месяца (ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, ч. 1 ст. 152, 194, 200 АПК РФ) со дня поступления заявления и жалобы, включая подготовку к рассмотрению дела.

Согласно главе 6 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламенту Конституционного Суда РФ поданное в Суд обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы проходит следующие стадии:

Первый этап: рассмотрение жалобы в Секретариате Конституционного Суда РФ

Секретариат занимается предварительной проверкой поступающих в Конституционный Суд РФ жалоб на предмет их соответствия тем требованиям, которые содержатся в статьях 36, 37, 38, 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ».

Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат Суда принимает решение о возвращении жалобы гражданину.

Каких-либо специальных сроков, в течение которых Секретариат должен рассмотреть жалобу на предмет соответствия требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», не установлено.

Обычно заявитель получает уведомление Секретариата о наличии препятствий для принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ.

Второй этап: предварительное рассмотрение жалобы судьями Конституционного Суда РФ

По распоряжению председателя Суда из Секретариата жалоба гражданина поступает на предварительное рассмотрение одному или нескольким судьям.

На этой стадии вновь решается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному Суду РФ. В результате предварительного рассмотрения жалобы судья, или судьи, дает заключение, которое рассылается всем судьям и вносится на рассмотрение на пленарном заседании Конституционного Суда РФ.

Статья 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» раньше содержала срок предварительного рассмотрения — два месяца1, в нынешней редакции Закона2, этот срок отсутствует, что позволяет судьям затягивать рассмотрение жалобы.

Третий этап: принятие жалобы к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к

рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ на заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения (ч. 1 ст. 42 Закона).

Заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии обращений к рассмотрению проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц3.

Решение о назначении дел к слушанию на заседании Конституционного Суда РФ принимается Конституционным Судом РФ не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению.

В решении указывается очередность слушания дел (ст. 47 Закона).

Четвертый этап: рассмотрение жалобы по существу

Непосредственно перед слушанием жалобы проводится специальная подготовка дела, в ходе которой назначаются судьи — докладчики по данной жалобе.

В полномочия судьи-докладчика входит право истребовать необходимые документы и иные материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, необходимые для полного исследования дела.

Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Обозначенные стадии рассмотрения конституционной жалобы занимают продолжительное время, и никакими строгими рамками, которые бы называл Закон, не регулируются. И такой пробел дает судьям самостоятельно определять время на рассмотрение и сбор дополнительных доказательств.

Поэтому несмотря на всю важность принимаемых Конституционным Судом решений, время с момента подачи жалобы до принятия окончательного решения является слишком продолжительным, что снижает эффективность решения Суда для конкретного гражданина, подавшего жалобу.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2015

Анализ судебной практики Конституционного Суда РФ за 2012 — 2014 гг. позволяет сделать вывод, что время рассмотрения жалобы составляет от одного года до полутора лет.

При этом следует отметить, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 июля 1998 г.

№ 20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уго- _ ловно-процессуального кодекса Д РСФСР в связи с жалобами ряда АШ граждан указал, что «в соответ- (Ш ствии со статьей 2 Конституции /вИИР| Российской Федерации права и Ж! свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а ¡т их признание, соблюдение и за- «В щита — обязанностью государства.

В силу данного конституционного положения органы государственной власти, в том числе суды, обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление»4.

Можно предположить, что данное постановление касается только судов общей юрисдикции, но ведь Конституционный Суд РФ является частью государственной системы, которая призвана защищать права и свободы граждан в соответствии со ст. 2 Конституции РФ, и, следовательно, указанное постановление относится к Конституционному Суду РФ.

Возвращаясь к срокам, хочется отметить, что в Законе «О Конституционном Суде РСФСР» от 6 мая 1991 г. № 1175-1, в ч. 2 ст. 31 указывался срок — «рассмотрение вопроса должно быть окончено, а по поступившим материалам окончательное решение должно быть принято в Конституционном Суде РСФСР в течение шести месяцев с момента получения соответствующего материала….»5.

В настоящее время конкретные сроки вынесения решения определяются только для одного случая (ст. 109 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В указанной статье говорится, что «заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть дано Конституционным Судом Российской Фе-

дерации не позднее десяти дней после регистрации запроса».

В отличие от законодательства Российской Федерации о Конституционном Суде, в законах европейских государств и ряда бывших стран СНГ указаны определенные сроки рассмотрения конституционного обращения (жалобы) в конституционном суде.

ЯЯНШ В Законе «О конституцион-

ном Суде Болгарии» в п. 4 ст. 21 указывается: «Если он [Суд] считает собранные доказательства достаточными, Суд выносит свое решение в течение двух месяцев»6.

В Конституционном Акте о Конституционном Суде Республики Хорватии в ст. 33 указывается, что «Конституционный суд выносит решение по конституционной жалобе, как правило, в срок, не превышающий одного года»7.

В Конституционном Акте Трибунала Польши в п. 1 ст.

44 говорится, что «в случаях относительно подтверждения соответствия нормативного акта Конституции, в котором суждение Трибунала может дать начало последствиям, связанным с финансовыми издержками, которые не были предусмотрены в действиях, определенных в статье 43, президент Трибунала должен просить Совет Министров дать мнение в пределах периода двух месяцев»8.

Закон Португалии «О Конституционном Суде Португалии» определяет этот срок в 30 дней (ст. 54 Закона)9.

В Законе Украины «О Конституционном Суде Украины»

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/sroki-rassmotreniya-zhaloby-v-konstitutsionnom-sude-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-puti-ih-resheniya

Конституционная жалоба: субъекты, требования, сроки, порядок рассмотрения

Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде

31.07.2017г. Президент подписал Закон «Про Конституционный Суд Украины», который вступит в силу на следующий день после его опубликования. Одним из основных новшеств закона является институт конституционной жалобы.

Теперь любое физическое или юридическое лицо сможет обратиться в КС с жалобой на неконституционное положение закона, при условии, что этот закон был применен в окончательном решении суда относительно субъекта жалобы.

Конституционной жалобой является поданное в Конституционный Суд письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины Закона Украины (его отдельных положений), который был  применен в окончательном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Подать конституционную жалобу может лицо, которое считает, что примененный в окончательном судебном решении в его деле закон Украины (его отдельные положения) противоречат Конституции Украины. Не может быть субъектом права на конституционную жалобу юридическое лицо публичного права.

Вспомните новость: Верховная Рада планирует разрешить украинцам подавать жалобу в Конституционный суд

Требования к конституционной жалобе

В конституционной жалобе должны быть указаны:

  1. фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства, адрес зарегистрированного места жительства (для иностранца или лица без гражданства — места пребывания) или полное название и местонахождение юридического лица, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
  2. сведения об уполномоченном лице, действующем от имени субъекта права на конституционную жалобу;
  3. краткое изложение окончательного судебного решения, в котором было применено соответствующие положение закона Украины;
  4. описание хода рассмотрения соответствующего дела в судах;
  5. конкретные положения закона Украины, которые предстоит проверить на соответствие Конституции Украины, и конкретные положения Конституции Украины, на соответствие которым предстоит проверить закон Украины;
  6. обоснования утверждений относительно неконституционности закона Украины (его отдельных положений) с указанием того, какое из гарантированных Конституцией Украины прав человека, по мнению субъекта права на конституционную жалобу, потерпело нарушения в результате применения закона;
  7. сведения о документах и ​​материалы, на которые ссылается субъект права на конституционную жалобу, с предоставлением копий этих документов и материалов;
  8. перечень документов и материалов, которые прилагаются.

Копия окончательного судебного решения по делу субъекта права на конституционную жалобу должна быть заверена в установленном порядке судом, который его постановил.

Конституционную жалобу физическое лицо подписывает лично.

Если субъектом права на конституционную жалобу является дееспособное физическое лицо, которое по состоянию здоровья или в связи с физическим недостатком не в состоянии лично подписать конституционную жалобу, ее подписывает уполномоченное в установленном законом порядке лицо, действующее от его имени.

Конституционную жалобу юридического лица подписывает уполномоченное лицо, полномочия которого должны быть подтверждены учредительными документами этого юридического лица и актом о назначении (избрании) на должность уполномоченного лица.

Згадайте новину: 98% скарг на суддів Вища кваліфікаційна комісія суддів України не розглядає

Помимо вышеперечисленных требований, конституционная жалоба считается приемлемой если:

  1. исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (при наличии принятого в порядке апелляционного пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, а в случае предусмотренной законом возможности кассационного обжалования — судебного решения, вынесенного в порядке кассационного пересмотра)
  2. со дня вступления в законную силу окончательного судебного решения, в котором применен закон Украины (его отдельные положения), прошло не более трех месяцев.

Суд отказывает в открытии конституционного производства, признав конституционную жалобу неприемлемой, если содержание и требования конституционной жалобы является явно необоснованным или имеется злоупотребление правом подачи жалобы.

Сроки подачи конституционной жалобы

По общему правилу, жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня вступления в силу окончательного судебного решения, в котором применен оспариваемый закон.

Как исключение, конституционная жалоба может быть принята за пределами этих сроков, если Конституционный Суд признает рассмотрение необходимым из мотивов общественного интереса.

Если субъект права на конституционную жалобу пропустил срок подачи конституционной жалобы в связи с тем, что не имел полного текста судебного решения, он имеет право высказать в конституционной жалобе ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Кроме того, Заключительными положениями закона установлено, что конституционная жалоба может быть подана, если окончательное судебное решение по делу лица вступило в законную силу не ранее 30 сентября 2016.

Конституционная жалоба по делу, окончательное судебное решение в котором вступило в законную силу в период с 30 сентября 2016 до вступления в силу Закона «Про Конституционный Суд Украины», может быть подана ​​в трехмесячный срок со дня его вступления в силу.

Вспомните новость: Рада приняла закон о Конституционном суде Украины

Обеспечение конституционной жалобы

При рассмотрении конституционной жалобы Большая палата Конституционного Суда, в исключительных случаях, по собственной инициативе может принять меры по обеспечению конституционной жалобы, выдав обеспечительный приказ, который является исполнительным документом.

Основанием для обеспечения конституционной жалобы является необходимость предотвратить необратимые последствия, которые могут наступить в связи с выполнением окончательного судебного решения. Способом обеспечения конституционной жалобы является установление временного запрета совершать определенное действие.

Обеспечительный приказ теряет силу со дня принятия решения или вынесения определения о прекращении конституционного производства по делу.

Рассмотрение жалобы

Конституционные жалобы будет рассматривать Сенат, который  действует в составе девяти судей Конституционного Суда. Если количество судей Конституционного Суда меньше 18, Сенат является полномочным при участии в нем не менее шести судей Конституционного Суда. Состав сенатов формируется на специальном пленарном заседании Конституционного Суда путем жеребьевки.

КС рассматривает дела  в порядке письменного или устного производства. При этом, основной формой рассмотрения дел в суде является письменное производство. Форму производства в данном случае определяет Сенат. Но и в деле, которое Суд рассматривает в порядке письменного производства, отдельные вопросы могут рассматриваться в порядке устного производства.

Решение суда по делу по конституционной жалобе является принятым, если за это проали не менее двух третей судей Конституционного Суда, рассматривающих дело в Сенате.

Если при рассмотрении Сенатом дела возникает необходимость в толковании Конституции Украины или если решение вопроса, которое рассматривает Сенат, может привести к несовместимости с юридическими позициями, вынесенными судом предварительно, Сенат может в любое время до вынесения своего решения отказаться от рассмотрения дела на усмотрение Большой палаты. Большая палата действует в составе всех судей КС.

Вспомните новость: Кто служил одному царю, так и продолжат ему служить – нардеп Сотник о законопроекте о Конституционном Суде

Участниками конституционного производства являются: субъект права на конституционную жалобу (уполномоченное лицо, действующее от его имени) и орган или должностное лицо, которые приняли акт, являющийся предметом рассмотрения в суде, а также привлеченные судом к участию в рассмотрении дела органы и должностные лица, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и другие лица, участие которых необходимо для обеспечения объективного и полного рассмотрения дела.

Участник конституционного производства имеет право:

  1. знакомиться с материалами дела;
  2. давать устные и письменные объяснения;
  3. излагать свои мысли по вопросам, которые рассматриваются;
  4. задавать с разрешения председательствующего вопрос другим участникам конституционного производства;
  5. заявлять ходатайства;
  6. подавать заявления об отводе судьи;
  7. пользоваться другими правами, предусмотренными Законом и Регламентом.

Участник конституционного производства обязан в случае приглашения являться на заседания,  давать правдивые объяснения, предоставлять документы, материалы и другую информацию, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела. За непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверных документов, материалов, другой недостоверной информации участник конституционного производства несет ответственность в порядке, определенном законом.

Срок конституционного производства не должен превышать 6 месяцев (одного месяца – для дел, признанных Судом неотложными).

По результатам рассмотрения конституционной жалобы Сенат или Большая палата принимает решение.

Напомним, что законы, иные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом решения об их неконституционности, если иное не установлено самим решением, но не ранее дня его принятия.

Если Суд, рассматривая дело по конституционной жалобе, признал закон Украины (его положение) соответствующим Конституции Украины, но одновременно обнаружил, что суд применил закон Украины (его положение), истолковав его способом, не соответствующим Конституции Украины, то Конституционный Cуд указывает на это в резолютивной части решения.

Суд в решении может установить порядок и сроки их выполнения, а также обязать соответствующие государственные органы обеспечить контроль за исполнением решения. Суд также может потребовать от соответствующих органов письменное подтверждение исполнения решения.

Автор консультации: Екатерина Гутгарц

Источник: Prostopravo

Источник: https://protocol.ua/ua/konstitutsionnaya_galoba_subekti_trebovaniya_sroki_poryadok_rassmotreniya/

Сроки рассмотрения жалоб в конституционном суде рф

Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы. В России этот правовой орган работает уже 21 год. Обращение в Конституционный суд РФ: общие положения. Защита подсудимого в суде апелляционной инстанции — от 100 4.1. Экономическая система, власть, управление РФ. Возможные итоги кассационного обжалования.

Конституционное судопроизводство по… — Студопедия

  1. Поиск решений судов общей юрисдикции
  2. Особенности обращения.
  3. Срок обращения с жалобой в КС РФ

Срок рассмотрения жалобы в конституционном суде рф. Общий срок рассмотрения дела в конституционном суде.

В приемной представительства можно получить дополнительную имформацию по вопросам подготовки обращения в КС РФ. Заявитель вправе оспаривать конституционность правовых актов только со дня их официального опубликования. Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право отстаивать свои интересы в суде.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после Вместе с тем 6-ти месчный срок не может быть пресекательным с учетом позиции КС РФ.

В соответствии с пунктом 2 ФКЗ О Конституционном суде РФ установлен срок для подачи жалобы: жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Процедура предварительного рассмотрения обращений подробно урегулирована Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда РФ. Пенсионная реформа оспорена в Конституционном суде. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда РФ.

Жалоба в конституционный суд: основания для обращения, как составлять, какие документы прикладываются, порядок подачи и рассмотрения. Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах.

Порядок обращения в конституционный суд четко определяется законодательством.

1.4.Рассмотрение жалоб в Конституционном Суде РФ

Конституционное судопроизводство — это установленные Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного…

давать на рассмотрение вопросы на пленарных заседаниях КС РФ; представлять КС РФ во время официальных встреч с разными общественными Конституционный суд РФ — это оплот действующей демократии в нашей стране.

Сроки подачи заявления на апелляцию и ее рассмотрение.

Срок на подачу апелляционной жалобы исчисляется по правилам главы 10 АПК РФ.

Частью 1 § 10 Регламента Конституционного Суда РФ установлен порядок рассмотрения Конституционным Судом повторного обращения заявителя, не согласного с выводом Секретариата о несоответствии жалобы требованиям Закона о Конституционном Суде. Срок на подачу жалобы в Конституционный Суд РФ составляет 1 год. Распоряжение от 12 декабря 2018 года № 2747-р.

Обращаться с подачей жалобы в КС разрешено на протяжении 12 месяцев с момента получения решения суда последней Решив подать жалобу в конституционный суд, проконсультируйтесь предварительно с нашим юристом. Рассмотрение жалоб в Конституционном Суде РФ.

Можно дать ответ заявителю о том, что разрешение данной жалобы не входит в компетенцию прокуратуры, и заявитель должен защищать свои права путём обращения в суд с иском. Кто может подать апелляционную жалобу по гражданскому делу.

Теории приходят и уходят, а примеры остаются. Конституционный Суд РФ — один из высших судебных органов страны. 96 и 97 ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Далее жалоба передается непосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 43 Закона о КС РФ).

Жалоба в Конституционный суд РФ — один из способов отстаивания своих законных прав и свобод, путем оспаривания соответствия законов, подзаконных актов, международных договоров и других норм права основному закону нашей страны. Процедура подачи иска и порядок рассмотрения. Приемная представительства Конституционного суда РФ осуществляеи прием граждан по рабочим дням с 10.

00 до 17.00. Обращение в Конституционный Суд РФ от надлежащего субъекта является одним из условий принятия судом жалобы к рассмотрению. Конституционный Суд РФ не является вышестоящей инстанцией для Верховного Суда РФ. Процедура принятия и рассмотрения жалобы. Жалоба в КС РФ составляется в письменной форме. Подготовка к экзамену по конституционному праву Российской Федерации РФ.

Секретариат Конституционного суда РФ через 2 месяца направил уведомление о том, что жалоба не соответствует требованиям, содержащимся в статьях 3, 36, 37-39. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии Сроки рассмотрения гражданских дел в верховном суде рф.

Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции в РФ установлено 4 вида судопроизводства *** Итак, порядок обращения в КС РФ предполагает возможность направления бумажного обращения или электронной подачи жалобы. В связи с этим нами уже подготовлены образцы судебных документов по этому вопросу.

Каков срок для подачи жалобы в Конституционный Суд РФ и с какого момента он исчисляется? Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является Жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Определите повод и основание для обращения в КС РФ.

§3. Сроки подачи обращения в Конституционный Суд РФ

Если КС примет жалобу к рассмотрению, то он поставит ее в план рассмотрения дел (вероятно, палатой КС). Подача жалобы в кассацию и ее рассмотрение.

Статья 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» раньше содержала срок предварительного рассмотрения — два месяца1, в нынешней редакции Закона2, этот срок отсутствует, что позволяет судьям затягивать рассмотрение жалобы.

Юридическая сила решений КС РФ, вынесенных по делам о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан, имеет следующие особенности Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда РФ. Срок обращения в Конституционный суд ФКЗ О Конституционном Суде не ограничен.

Срок разбирательства дела в конституционном суде рф. Грамотное составление жалобы в суд важно для дальнейшего ее рассмотрения. Жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

4.Образцы жалоб и вынесенные решения Конституционного Суда РФ.Городской суд прекратил дело за сроком давности Обращение в конституционный суд!! какой срок рассмотрения?? ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ.

Формирование Конституционного Суда Российской Федерации

Правила рассмотрения споров в конституционном судопроизводстве. Как подать жалобу в Конституционный суд РФ. Конституция Российской Федерации впервые определила статус суда, как независимого органа самостоятельной судебной власти…

в знакомстве обучающихся с порядком осуществления правосудия в Конституционном Суде РФ, арбитражных судах РФ, судах общей юрисдикции; в выработке у обучающихся навыков соблюдению процессуального законодательства на рабочих местах.

Чтобы обращение было принято к рассмотрению КС РФ, необходимо соблюдение требований закона Секретариатом Конституционного суда РФ в принятии данной жалобы было отказано на том основании, что гражданам не предоставлено право на обращение в Конституционный суд РФ с требованием признать не соответствующим Конституции РФ Указов Президента РФ.

Если жалоба недопустима Конституционный Суд РФ отказывает в принятии ее к рассмотрению. Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу, то такая жалобы также признается недопустимой.

В Конституционный Суд РФ граждане подавали жалобы, в которых они расценивали законоположение о предварительном рассмотрении обращений Секретариатом как создание необоснованных преград для обращений с жалобами в Суд.

Поступившая в Конституционный Суд жалоба проходит ряд последовательных стадий.

Кроме того, в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией… а затем и в Конституционном суде РФ.

Жалобы — обращения граждан, их объединений, управомоченных органов и лиц о проверке конституционности закона, нарушающего конституционные права и свободы и примененного или подлежащего применению в конкретном деле судом, иным правоприменительным органом.

Источник: http://parricidei.ml/3216-sroki-rassmotreniya-zhalob-v-konstitucionnom-sude-rf

Юрист Агапов
Добавить комментарий