Закон о борьбе с терроризмом сша

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

Закон о борьбе с терроризмом сша

     В структуре федерального законодательства США вопрос о терроризме фигурирует в различных актах.

    Нормативная правовая база США, регламентирующая вопросы борьбы с терроризмом, включает законодательные акты двух уровней: действующие на всей территории США (общефедеральные) и действующие на территории конкретного штата как самостоятельная система.

    

     Общие принципы борьбы и использования военных структур США во внутригосударственных кризисных ситуациях содержатся в американской Конституции, сводах законов и федеральных законоположений.

     Конституция США, включая поправки, содержит ряд уголовно-правовых норм общего характера, которые имеют отношение к различным видам преступлений, в том числе и к терроризму. Это нормы, запрещающие принимать билли об опале и законы expost facto (ст. 1 разд. 9); нормы, регламентирующие вопросы выдачи (ст. 4 разд. 2); нормы, запрещающие штатам лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без законного судебного разбирательства (поправка XIV разд. 1) и взыскивать чрезмерные штрафы, налагать жестокие и необычные наказания (поправка VIII) и др.          Вопросы, относящиеся к борьбе с терроризмом, отражены в различных нормативных актах:

    Федеральный закон о гражданской авиации (1958 г.);      Закон о борьбе с терроризмом (1990 г.);     Закон о борьбе с международным терроризмом (1984 г.);      Закон о контроле над преступностью (1990 г.

);      Закон   об   усилении   борьбы    с  терроризмом  в   США и  за  их пределами     (1993 г.);     Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни (1996 г.

);

     Закон о правосудии для жертв терроризма (1998 г.);

    Акт о патриотизме США (2001 г.) и др.
    Положения большинства правовых актов включены в Свод законов США — единый консолидированный акт. Титул 18 этого документа (преступления и уголовная процедура) содержит специальную главу (chapter 113В), посвященную различным вопросам, связанным с терроризмом — юрисдикции, ответственности, соучастию, финансовым сделкам с террористическими организациями и др.      Кроме того, часть вопросов терроризма вошла в иные титулы Свода законов США — титул 22 (наркотерроризм, полномочия министра юстиции и генерального прокурора, визовые ограничения для лиц, причастных к террористическим действиям и т.д.); титул 8 (высылка террористов); титул 5 (пособия федеральным служащим за опасность, которой они подвергаются, находясь за границей); титул 42 (ядерный терроризм) и др.                  

      При этом терроризм определяется как незаконное использование силы или насилия против лиц или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, гражданского населения для достижения политических или социальных целей.

     Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий, заложников, зданий посольств. Все эти действия караются Федеральным законом или законами штатов и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов.      Захват заложников или террористические акты, направленные против граждан США, совершаемые за пределами их территории или действия с целью принудить правительство США к тем или иным действиям, являются федеральными преступлениями.      

     Закон США 1996 г. о борьбе с терроризмом и применении смертной казни подробно регламентирует правовые и организационные вопросы борьбы с международным и внутренним терроризмом.

     Закон предусматривает ужесточение ограничений на выдачу виз иностранным гражданам, уличенным в связях с террористами, а также на права иностранных авиакомпаний из стран, организующих террор, совершать рейсы в США.
    Закон содержит ряд положений, имеющих отношение к уголовным кодексам США.  В него включены такие важные положения, как отнесение к категории уголовных правонарушений действий по сбору средств или организации другой материальной поддержки иностранным террористическим организациям, введение законодательства для конвенции о пластиковой взрывчатке и т.д.     

     Госсекретарь США (по согласованию с министром юстиции) может причислить организацию к числу иностранных террористических организаций в том случае, если установлено, что террористическая деятельность организации создает угрозу безопасности граждан США или безопасности самих США.

     

     В Законе предусматривается применение штрафов и/или лишение свободы до 10 лет в отношении граждан США, вступающих в финансовые сделки с правительствами стран, отнесенных к категории государств-террористов.

     

     Закон содержит требование о том, чтобы представители США, являющиеся исполнительными директорами международных финансовых институтов, использовали  голос, которыми обладают Соединенные Штаты, чтобы противодействовать предоставлению любых заемных средств государствам, находящимся в списке террористов.

К числу таких институтов относятся: Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международный валютный фонд, Межамериканский банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Африканский банк развития, Африканский фонд развития, а также любые другие аналогичные институты.

     

     Закон называет преступлением акты терроризма, совершенные с нарушением национальных границ.

К их числу относятся акты как на территории США, так и за их пределами (например, заговор иностранной террористической группы с целью убийства на территории США, похищения людей, нанесения увечий, покушения на собственность или покушения на государственных служащих или государственную собственность).

     Министр юстиции отвечает за расследование преступлений террористического характера, совершаемых на федеральном уровне, которые определены как преступления, совершенные с расчетом повлиять на государственное управление путем запугивания или принуждения, или путем отмщения за определенные действия властей; преступления, в отношении которых имеются определения в американском законодательстве, такие, как уничтожение или разрушение воздушных судов, нападение на официальных представителей иностранных государств, лиц, официально приглашенных в США, а также лиц, пользующихся международной защитой.          Положение в области правового регулирования борьбы с терроризмом не могло не измениться после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г.

     Через два месяца после этой катастрофы и введения в стране чрезвычайного положения Президент США издал указ (President Issues Military Order) от 13 ноября 2001 г.«О задержании, обращении и рассмотрении дел в отношении неграждан в ходе войны с терроризмом».

    В пункте «д» ст. 1 данного указа отмечается, что способность американского государства защитить себя и своих граждан от дальнейших террористических актов в значительной степени зависит от использования вооруженных сил в процессе поимки и установления личности террористов и тех, кто стоит за ними.     

     Наряду с указом Президента от 13 ноября 2001 г., следует назвать и другие нормативные акты, вызванные к жизни событиями 11 сентября 2001 г. и направленные на ужесточение мер борьбы с терроризмом.  Это, например, Приказ министра юстиции США от 31 октября 2001 г.

, узаконивающий прослушивание конфиденциальных контактов «адвокат — клиент», а также «Акт об объединении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих средств, необходимых для перехвата информации и воспрепятствования терроризму ( Акт США о патриотизме ) — билль, окончательно принятый Палатой представителей Конгресса США 24 октября 2001 г.  и предусматривающий комплекс мер по усилению борьбы с терроризмом.

     Так, в ст.101 билля включено положение о создании Антитеррористического фонда в Казначействе CША, а в ст.103 предусмотрен рост финансирования центра технической поддержки при ФБР;     

      В законодательстве США нашел свое закрепление термин «международный терроризм».

     В титуле 18 Свода законов США содержится развернутое определение международного терроризма как (А) насильственных или иных действий, представляющих опасность для человеческой жизни, являющихся нарушением уголовного законодательства США или иного государства, при условии, что уголовное правонарушение было совершено в пределах юрисдикции США или иного государства; а также (В) действий, совершаемых с целью запугать или принудить гражданское население или оказывать влияние на политику правительства; a также (С) действий, которые имеют место изначально вне территориальной юрисдикции США или за пределами их национальных границ, но совершаемых преступниками с целью запугать или принудить США или ту страну, где находится преступник.
    Это определение позволяет выделить основное свойство международного терроризма — еготранснациональность, т.е. выход за рамки национальных границ или совершения террористического акта в иностранном государстве, или попытки укрыться после совершения террористического акта в другом государстве.     

     Стремясь адекватно реагировать на террористические угрозы, правительство США уделяет серьезное внимание созданию и поддержанию на должном уровне общегосударственной системы антитеррористических мер.

     К их реализации привлекаются Федеральное бюро расследований, Министерство энергетики, Министерство обороны, Федеральное агентство по управлению в условиях чрезвычайной ситуации, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, десятки других федеральных министерств и ведомств, их подразделения на местах, а также власти отдельных штатов.          Опыт борьбы с терроризмом в США и правовые основы его обеспечения положены в основу деятельности силовых структур многих государств.

Источник: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14156

Закон о борьбе с терроризмом сша | Советы юристов

Закон о борьбе с терроризмом сша

Глобализация терроризма, появление и закрепление в законодательстве новых его видов (таких как кибер- и медиатерроризм), а также активизация террористических групп внутри отдельных стран вынудили правительства этих стран и международные организации говорить о необходимости координации усилий в борьбе с терроризмом. Но для эффективного ведения такой борьбы необходим единый подход к определению проблемы.

Согласно этому документу, штаты и города, в которых предполагается наибольшая террористическая опасность, будут получать специальные гранты, всего около 1,8 миллиарда долларов.

И увеличивает финансирование городов, которые могут стать потенциальной мишенью для террористов. Поставить заслон террору еще на подходах к стране. Целый ряд мер направлен именно на ужесточение пограничного контроля.

В первую очередь это коснется приезжающих из стран с безвизовым режимом.

Сша начинают борьбу с терроризмом российскими методами

Очевидно, что на его столь быстрое принятие повлияли теракты в США. Между тем, эксперты полагают, что билль представляет угрозу гражданским свободам.
Захват заложников или террористические акты, направленные против граждан США, совершаемые за пределами их территории или действия с целью принудить правительство США к тем или иным действиям, являются федеральными преступлениями.

Апелляционный суд в Сан-Франциско подтвердил законность неограниченного по времени содержания под стражей боевиков «Аль-Каиды» и талибов на базе в Гуантанамо (согласно судебному решению на них не распространяются американские конституционно-правовые гарантии, включая предъявление обвинения, доступ адвокатов и т.п.).

Особенно ярко отсутствие такого определения проявилось в реакции Западных стран с одной стороны и России с другой на победу движения Хамас на парламентских выборах в Палестинской Национальной Автономии. Это нормы, запрещающие принимать билли об опале и законы expost facto (ст. 1 разд.

9); нормы, регламентирующие вопросы выдачи (ст. 4 разд. 2); нормы, запрещающие штатам лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без законного судебного разбирательства (поправка XIV разд. 1) и взыскивать чрезмерные штрафы, налагать жестокие и необычные наказания (поправка VIII) и др.

Среди других мер, предусмотренных в законопроекте — тщательная и широкоая проверка грузов, поступающих на территорию Соединенных Штатов воздушным и морским транспортом.
Что касается федеральных законов о борьбе с терроризмом, то сразу следует отметить отсутствие единого всеобъемлющего акта. В связи с данным, все вопросы, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к терроризму, отражены в различных нормативных актах.

Терроризм в уголовном праве США

Конгресс США принял закон о борьбе с терроризмом 371 голосом против 40, передает Associated Press. По данным телеканала CNN, документ будет подписан президентом Бушем в ближайшее время.

Титул 18 ϶ᴛᴏго документа (преступления и уголовная процедура) содержит специальную главу (chapter 113В), посвященную различным вопросам, связанным с терроризмом — юрисдикции, ответственности, соучастию, финансовым сделкам с террористическими организациями, и др.

2 Исключая выше сказанное, часть вопросов терроризма вошла в иные титулы Свода законов США — титул 22 (наркотерроризм, полномочия министра юстиции и генерального прокурора, визовые ограничения для лиц, причастных к террористическим действиям, и т.д.

); титул 8 (высылка террористов); титул 5 (пособия федеральным служащим за опасность, кᴏᴛᴏᴩой они подвергаются, находясь за границей); титул 42 (ядерный терроризм); и др.

Президент США Джордж Буш подписал закон о борьбе с терроризмом. Он предусматривает значительное расширение полномочий спецслужб.

Кроме того, часть вопросов терроризма вошла в иные титулы Свода законов США — титул 22 (наркотерроризм, полномочия министра юстиции и генерального прокурора, визовые ограничения для лиц, причастных к террористическим действиям и т.д.

); титул 8 (высылка террористов); титул 5 (пособия федеральным служащим за опасность, которой они подвергаются, находясь за границей); титул 42 (ядерный терроризм) и др.

В чём причины такого расхождения во мнениях относительно движения Хамас – в несовершенстве законодательства, в особенностях процедуры признания организации террористической или скрытых целей внешней политики? Цель данной работы – анализ причин настолько разной реакции на победу Хамас.

Антитеррористическое законодательство России. Признание организации террористической. Программный документ движения Хамас – Исламской хартии.
Сегодня в Сенате за его принятие проало 98 сенаторов, против проал один. В среду закон был принят палатой представителей. Для его вступления в силу была нужна лишь в подпись президента Джорджа Буша.

Правозащитная организация Human Rights Watch была обеспокоена тем, что «Патриотический акт» дает спецслужбам полномочия по прослушиванию телефонных разговоров, перлюстрацию личной переписки и Интернет-сообщений, проведение обысков у граждан и неграждан США, заподозренных в пособничестве террористам.


Терроризм как способ достижения целей организациями, различными группами, отдельными лицами имеет долгую историю. В двадцатом веке терроризм приобрёл новый статус, он перестал быть явлением исключительно «местного масштаба».

Если раньше теракты чаще всего совершались против представителей той части общества, от которой террористы добивались определённой реакции, а сами теракты не имели широкой огласки, то теперь почти никто не застрахован от теракта, а современные средства массовой информации позволяют следить за терактами иногда даже в режиме «реального времени» (как это было, например, с террористическими атаками 11 сентября 2001 года).

Минюст и ФБР получили возможность проводить секретные операции внутри страны с минимальными, по правовым меркам США, формальностями. Для этого достаточно наличия у ФБР «веских оснований полагать», что подозреваемые являются «членами террористической группы или агентами иностранной державы».

Законопроект основан на рекомендациях независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 года. В ходе расследования были опрошены более тысячи свидетелей и изучены тысячи секретных документов.

Как заявил агентству руководитель комиссии Ли Гамильтон (Lee Hamilton), в проект вошли около 80 процентов предложений комиссии.

Закон США «О национальной безопасности и системе регистрации въезда-выезда», включает в «группу повышенного риска для национальной безопасности» граждан Ирана, Ирака, Ливии, Сирии и Судана, которые при пересечении американской границы подлежат в обязательном порядке фотографированию, дактилоскопии и регистрации.

И последней группой общефедеральных правовых актов будут подзаконные акты, издаваемые президентом и правительством США.

Для этих целей выделено 1,8 миллиардов долларов. И наоборот, там где угроза терактов минимальна бюджет сократят. В основу закона легли рекомендации независимой комиссии, которая занималась расследованием терактов 11 сентября.

Эксперты опросили больше тысячи свидетелей, изучены сотни секретных документов. Конгрессмены приняли закон большинством – 371 – «за», «против» — только 40. Ожидается, что уже в ближайшее время документ подпишет президент Джордж Буш.

Закон расширяет права ФБР по подслушиванию и электронной слежке, по-новому определяет, что такое терроризм, и усиливает наказание за него.

При копировании материалов со страницы «Новости Украины и мира», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов.

Все эти действия караются Федеральным законом или законами штатов и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов. В ноябре 2002 г.

Минюст США, выполняющий функции Генпрокуратуры, добился судебной санкции на проведение агентурно-оперативных мероприятий против лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, без соблюдения процессуальных формальностей, применяемых в обычных уголовных делах.

Еще по теме Глава четвертая ЯПОНИЯ И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ:

Планируется также создание специальной программы обеспечения взаимодействия между сотрудниками служб безопасности разного уровня и ужесточение контроля над въездом в США иностранцев из стран с безвизовым режимом.

Титул 18 этого документа (преступления и уголовная процедура) содержит специальную главу (chapter 113В), посвященную различным вопросам, связанным с терроризмом — юрисдикции, ответственности, соучастию, финансовым сделкам с террористическими организациями и др.

Стоит сказать — положение в области правового регулирования борьбы с терроризмом не могло не измениться и действительно изменилось после самых ужасающих террористических актов, совершенных когда-либо прежде, — терактов в Нью-Йорке и Не стоит забывать, что вашингтоне 11 сентября 2001 г.

Через два месяца после ϶ᴛᴏй катастрофы и введения в стране чрезвычайного положения Президент США издал указ (President Issues Military Order) от 13 ноября 2001 г. «О задержании, обращении и рассмотрении дел в отношении неграждан в ходе войны с терроризмом».

После террористических актов 11 сентября 2001 года, своего рода «второго Пёрл-Харбора для Соединенных Штатов», особую актуальность для Вашингтона приобрела задача борьбы с терроризмом.

Американское военно-политическое руководство пришло к выводу о том, что страна больше не может считать себя защищенной, а ее территория в современных условиях становится досягаемой для террористических группировок.

Источник: http://synotechestva.ru/avtorskoe-pravo/4116-zakon-o-borbe-s-terrorizmom-ssha.html

Основные законы по противодействию терроризму. Досье

Закон о борьбе с терроризмом сша

В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др.

7 августа 2001 года подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

21 ноября 2002 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

В августе 2011 года вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов.

Согласно постановлению это решают органы, проводящие предварительное следствие.

После теракта в Беслане 1 сентября 2004 года (тогда погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 11 сотрудников ФСБ, были ранены более 700 человек), принят новый закон «О противодействии терроризму» (6 марта 2006 года).

В соответствии с документом и сопровождающим его указом «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности.

Кроме того, создана координационная межведомственная структура — Национальный антитеррористический комитет (НАК).

30 декабря 2008 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе речь, в частности, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ («террористический акт»), ст.

206 («захват заложника»), ст.208 («организация незаконного вооруженного формирования»), ранее рассматриваемые судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, в соответствии с принятым законом будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5 октября 2009 года президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

14 июня 2012 года подписан Указ президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

2 ноября 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность.

Согласно закону, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Документ также устанавливает механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов. Помимо этого, нормативный акт вносит поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. В частности, за прохождение обучения с целью занятия террористической деятельностью предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. рублей. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, будут наказываться лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн рублей. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. рублей.

5 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористического акта». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15-20 лет лишение свободы.

Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб.

Тогда же был утвержден так называемый «Закон о блогерах», который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.

25 ноября 2014 г. президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафом до 500 тыс. руб.

31 декабря 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещавший руководителем общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы других юридических лиц в течение 10 лет.

Источник: https://tass.ru/info/866180

«Три силы зла». Что означает новая антитеррористическая стратегия Китая

Закон о борьбе с терроризмом сша

12 Июня 2019 г. 19:20

Антитеррористические учения.

imgur.com

13-14 июня в Бишкеке состоится саммит глав государств-членов ШОС. Ожидается, что в рамках саммита председатель КНР Си Цзиньпин сделает особый акцент не только на проблематике региональной безопасности, но и на усилении борьбы с терроризмом. По подсчетам китайских исследователей, порядка 30 тыс.

террористов, воевавших на стороне ИГ* (запрещенная в России террористическая организация – прим. «ЕЭ») в Сирии уже вернулись в свои страны, включая КНР. Эксперт Центра изучения перспектив интеграции Владимир Нежданов проанализировал политику Китая по противодействию терроризму и оценил, как на действия Пекина в этой сфере повлияло развитие инициативы «Пояса и Пути».

Об особенностях антитеррористической стратегии Китая – в этой статье.

Терроризм и граждане Китая

Согласно данным исследования Европейского совета по международным отношениям, с 2004 по 2016 гг. от рук террористов погибли более 40 граждан КНР. «Исламское государство» (запрещено в России — авт.) в 2015 г. требовало выкуп, а затем казнило гражданина КНР Фань Цзинхуэя.

Международные амбиции Пекина, развитие инициативы «Пояса и Пути», а также рост мобильности ведут к жертвам среди китайских граждан при террористических атаках. За 12 лет география террористических актов с участием граждан КНР растянулась от США и Бельгии на Западе до Кыргызстана, Таиланда и Малайзии на Востоке, Кении и Камеруна на Юге.

На фоне роста террористической угрозы в отношении КНР, глава МИД Китая Ван И в 2014 г. изложил позицию Пекина в вопросах борьбы с терроризмом. Пекин призывает координировать действия международного сообщества по борьбе с терроризмом, придерживаться многостороннего подхода и согласованного стандарта при противодействии терроризму.

Опираясь на три базовые позиции в отношении борьбы с терроризмом, Китай предлагает международному сообществу усилить сбор и обмен информацией, укрепить киберборьбу с терроризмом, перекрыть каналы аккумуляции финансовых средств террористов, а также содействовать избавлению от экстремизма. Эти положения стали основой китайского подхода.

Несмотря на сходство антитеррористических подходов КНР и других стран мира, необходимо обозначить ряд аспектов, которые ставят противодействие терроризму со стороны Пекина на особое место.

Особый подход

Китай критикует западный подход к противодействию международному терроризму и негативно оценивает «моральное превосходство» стран Запада в международных отношениях, а также осуждает вмешательство во внутренние дела.

Обвиняя страны Запада в дестабилизации Ближнего Востока, Пекин призывает бороться с причинами терроризма, которые кроются в конфликтах и бедности, параллельно усиливая социальную интеграцию и поддерживая межцивилизационный диалог.

В 2015 г. Пекин принял закон по противодействию терроризму, который позволил Народно-освободительной армии (НОАК) и Народной вооруженной милиции Китая (НВМ) участвовать в контртеррористических миссиях за пределами страны. Закон не определяет четких масштабов контртеррористических миссий, что обеспечивает максимальную гибкость китайских вооруженных сил при проведении операций.

Принятие закона привело к кардинальным изменениям в использовании военной мощи КНР за рубежом, которые стали включать новые разработки НОАК в рамках принятой военной доктрины, проводимых учений, закупаемого оборудования, а также базирования и дипломатической деятельности.

Принятие закона также изменило подходы Пекина к международному сотрудничеству, Китай начал активно развивать диалог по обмену разведданными с новыми партнерами.

Закон предлагает не только борьбу с терроризмом, но и стратегию по дерадикалиации. Китай уверен, что «жесткие» меры не позволят искоренить проблему, предлагая методы реабилитации для тех, кто занимался терроризмом или экстремизмом, но не может быть подвергнут уголовному наказанию, тех, кто заключен в тюрьму по обвинению в терроризме или экстремизме и тех, кто уже освобожден из тюрьмы.

Помимо этого, в марте 2019 г. Государственный совет КНР принял документ, регулирующий применение Китаем мер против террористов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Новый документ подтверждает приверженность КНР вести борьбу против терроризма с опорой на закон, а также использование превентивных мер, особое внимание к обмену опытом и участию в международном сотрудничестве.

Тем не менее, диалог между Китаем и его зарубежными партнерами может быть осложнен из-за приверженности разным подходам по противодействию терроризму.

«Три силы зла»

В Китае терроризм наравне с экстремизмом и сепаратизмом рассматривается в качестве «трех сил зла» (三股势力), которые идеологически неразделимы. Как следствие, проблематика сепаратизма в СУАР КНР учитывается в рамках проблематики международного терроризма и может вызвать непонимание мирового сообщества.

Китайская модель противодействия терроризму основывается на концепции «верховенства закона с китайской спецификой», что добавляет преграду для сравнения международного и китайского опытов борьбы с терроризмом.

Противодействие терроризму со стороны КНР хорошо заметно на примере проводимых учений.

Так, КНР активно принимает участие в учениях в рамках ШОС, сотрудничает с Пакистаном, не оставляет без внимания противостояние терроризму в Юго-Восточной Азии. На протяжении 2002-2016 гг.

Китай проводил учения по борьбе с терроризмом преимущественно по периметру своих границ, сотрудничая со странами–соседями, что говорит о преимущественно региональном характере стратегии Пекина до недавнего времени.

Однако география учений, проводимых КНР и ее партнерами, пересекается с маршрутами инициативы «Пояса и Пути», что позволяет говорить о сопряжении борьбы с терроризмом с развитием китайской инициативы.

Бывший генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов подчеркивал, что Китай внес значительный вклад в борьбу с терроризмом в странах – участницах инициативы «Пояса и Пути». Кроме того, Китай вынужден проводить антитеррористическую деятельность в Пакистане, через территорию которого проходит Китайско-пакистанский экономический коридор со стратегически важным портом Гвадар.

С 2017 г. китайские вооруженные формирования по противодействию терроризму включены в патрули афганской армии, а с 2014 г. КНР увеличивает вложения в деятельность миротворческих сил ООН. Так, например, в 2018 г. миротворческие силы ООН на 10,25% были спонсированы КНР, что делает Пекин вторым после США крупнейшим финансовым донором организации.

Дальнейшее развитие контртеррористической стратегии КНР бесспорно будет связано с развитием инициативы «Пояса и Пути», поскольку Пекину будет крайне важно поддерживать безопасности новых сухопутных и морских маршрутов.

Как следствие, в перспективе можно ожидать более обширной географии учений с участием КНР. Тем не менее, стремление Пекина опираться на закон в своей антитеррористической деятельности может привести не только к противоречиям с европейскими участниками инициативы «Пояса и Пути», но и в рамках миротворческих миссий ООН, где Китай играет все большую роль.

Владимир Нежданов, эксперт Центра изучения перспектив интеграции

*Исламское государство (ИГ, ИГИЛ) – запрещенная в России террористическая организация – прим. «ЕЭ».

Источник: https://eurasia.expert/chto-oznachaet-novaya-antiterroristicheskaya-strategiya-kitaya/

Юрист Агапов
Добавить комментарий