Закон о гражданстве рф июль 2017

Комитет Госдумы утвердил текст присяги при вступлении в гражданство РФ

Закон о гражданстве рф июль 2017

Есть обновление от 09:52 →

Москва. 4 июля. INTERFAX.RU — Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству утвердил текст присяги при принятии российского гражданства. Соответствующая поправка была принята к законопроекту об отзыве гражданства РФ, если человек, ранее получивший его, осуждён по террористическим статьям УК.

Норма будет рассмотрена на заседании Госдумы в среду, 12 июля.

Текст присяги звучит так: «Я, Ф.И.О.

, добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы её граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать её культуру, историю и традиции».

Приносить присягу будут только иностранцы, которые получают российское гражданство. Человек, получивший гражданство при рождении, не должен будет приносить присягу, в том числе и при получении паспорта в 14 лет.

Поправка о присяге была подготовлена при рассмотрении во втором чтении законопроекта, позволяющего отменять решения о приобретении гражданства РФ осуждёнными за терроризм.

Комитет одновременно рекомендовал принять во втором чтении весь законопроект о возможности отзыва гражданства у террористов.

Ко второму чтению была поддержана только одна поправка, согласно которой решение об отзыве гражданства не распространяется на родственников, человека который лишился гражданства за терроризм.

Законопроект был инициирован после теракта 3 апреля в петербургском метро. Человек, который его совершил, был, по данным следствия, иностранцем, получившим российское гражданство.

Авторами законопроекта выступили спикер Госдумы Вячеслав Володин и лидеры четырех фракций — Владимир Васильев («Единая Россия»), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ) и Сергей Миронов («Справедливая Россия»), а также первый вице-спикер Иван Мельников (КПРФ), вице-спикеры Игорь Лебедев (ЛДПР) и Ирина Яровая («Единая Россия»), глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и первый замглавы фракции «эсеров» Михаил Емельянов.

Законопроект предусматривает возможность отмены решения о приобретении гражданства РФ для лиц, осуждённых по террористическим и экстремистским статьям УК.

В соответствии с действующим законом о гражданстве человек, который подал заявление с просьбой о приёме в гражданство РФ, обязуется соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

Одновременно действующий закон определяет, что отменить решение о приобретении гражданства РФ можно, если такой человек подал подложные документы или предоставил заведомо ложные сведения при вступлении в гражданство.

От этих действующих норм приёма в гражданства и отталкивались авторы законопроекта при его подготовке. Законопроект предлагает понимать под сообщением заведомо ложных сведений при вступлении в гражданство нежелание такого человека соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, если это подтверждено судебным решением и осуждением этого человека по целому ряду уголовных статей.

В числе этих уголовных статей есть статья о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооружённый мятеж, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, если совершение этих преступлений было сопряжено с осуществлением террористической деятельности.

Кроме того, основанием считать, что человек не собирался соблюдать Конституцию РФ, будет его осуждение по статьям УК: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма через СМИ или интернет, прохождение обучения в целях террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, акт международного терроризма.

Отменить решение о предоставлении гражданства также можно будет за захват заложников, организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нем, угон воздушного, железнодорожного, водного судна, сопряжённый с совершением теракта, диверсию, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации, финансирование экстремистской деятельности.

Источник: https://www.interfax.ru/russia/569103

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 243-ФЗ

Закон о гражданстве рф июль 2017

Принят Государственной Думой 19 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031; 2003, № 46, ст. 4447; 2006, № 2, ст. 170; № 31, ст. 3420; 2007, № 49, ст.

6057; № 50, ст. 6241; 2008, № 40, ст. 4498; 2009, № 1, ст. 9; № 26, ст. 3125; 2012, № 47, ст. 6393; 2013, № 27, ст. 3461, 3477; № 44, ст. 5638; 2014, № 16, ст. 1828, 1829; № 26, ст. 3363; № 42, ст. 5615; 2016, № 18, ст.

2500) следующие изменения:

1) дополнить статьей 111 следующего содержания:

«Статья 111. Присяга лица, приобретающего гражданство Российской Федерации

1. Лицо, приобретающее гражданство Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами «б» — «г» статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации (далее — Присяга):

«Я (фамилия, имя, отчество), добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, клянусь: соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации;

быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

2. От принесения Присяги освобождаются лица:

а) не достигшие возраста восемнадцати лет;

б) признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности вступившим в законную силу решением суда;

в) неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги и (или) собственноручно его подписать;

г) иные лица в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

3.

Присяга приносится лицом после принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, решения о приобретении этим лицом гражданства Российской Федерации.

4. Порядок принесения Присяги устанавливается Президентом Российской Федерации.»;

2) пункт «в» части второй1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства.

Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.»;

3) статью 22 изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

2. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 2051, частью второй статьи 2052, статьями 2053 — 2055, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 2821 — 2823 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

3.

Если документы, на основании которых в отношении лица было принято решение о приобретении им гражданства Российской Федерации, представлялись им одновременно (совместно) с документами для приобретения гражданства Российской Федерации его супругом (супругой) и (или) детьми либо если в отношении указанного лица, его супруга (супруги) и (или) детей было принято общее решение о приобретении ими гражданства Российской Федерации и впоследствии было установлено, что в отношении указанного лица такие решения принимались на основании представленных им подложных документов или заведомо ложных сведений, отмена соответствующего решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся указанного лица, не влечет за собой отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации в части, касающейся супруга (супруги) и (или) детей указанного лица.»;

4) абзац четвертый части первой статьи 37 изложить в следующей редакции:

«в остальных случаях — со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.»;

5) статью 38 дополнить частью первой1 следующего содержания:

«11.

Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 205, 2051, частью второй статьи 2052, статьями 2053 — 2055, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 2821 — 2823 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 277 — 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, в пятидневный срок со дня вступления приговора в законную силу направляются судом первой инстанции в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст.

4437; 2006, № 30, ст. 3286; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4196; 2012, № 47, ст. 6397; № 53, ст. 7645; 2013, № 52, ст. 6955; 2014, № 16, ст. 1828, 1830; 2016, № 18, ст. 2505; 2017, № 17, ст.

2459) следующие изменения:

1) пункт 32 статьи 8 дополнить абзацем следующего содержания:

«При подаче заявления о выдаче вида на жительство гражданином Украины, признанным носителем русского языка в соответствии со статьей 331 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», указанным гражданином должна быть представлена нотариально заверенная копия заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины, направленного в полномочный орган данного государства.»;

2) статью 14 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11.

Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, при условии, что такие лица добровольно оформили письменный отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства и передали имеющиеся у них основные документы иностранного государства, удостоверяющие их личность, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень причин, влекущих за собой невозможность отказа лица от имеющегося у него гражданства иностранного государства, определяется Правительством Российской Федерации.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Президент Российской Федерации В.Путин

Источник: https://rg.ru/2017/07/31/fz243-site-dok.html

Новый закон «О гражданстве РФ»

Закон о гражданстве рф июль 2017

Вопросы, связанные с гражданством России, регламентируются Федеральным законом 62 от 2002 года.

Документ продолжает действовать в 2017, постоянно дорабатывается и изменяется в соответствии с актуальностью отдельных аспектов.

При этом принципы гражданской принадлежности и конституционные права являются неизменной основой для действующего законодательства. Именно на них следует акцентировать внимание при изучении приводимых положений.

Описание закона

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» принят 19 апреля 2002. Вопросы, которые он регламентирует:

  • общие положения, правовая основа закона, конституционные принципы и основные понятия;
  • порядок приобретения гражданства России в общем и упрощенном порядке, восстановление и основания для отклонения запроса;
  • процедура прекращения действующего статуса и основания для данных действий;
  • основания и порядок отмены решений по соответствующим вопросам;
  • определение гражданского статуса детей при его изменении у родителей или опекунов;
  • полномочия органов в вопросах соблюдения предписаний, контроля и надзора за исполнением законодательства;
  • порядок делопроизводства – подача заявлений, уплата госпошлины, повторное принятие к рассмотрению, исполнение решений;
  • процедура урегулирования правового статуса по отдельным категориям находящихся на территории страны лиц.

ФЗ 62 постоянно дорабатывается в соответствии с актуальными правовыми нормами законодательства России. Последние изменения были введены в мае 2016.

Поправки, внесенные в закон о гражданстве РФ

Последние изменения в Закон «О гражданстве РФ» внесены 1 мая 2016. Они коснулись следующих аспектов:

  • в части 2 статьи 14 была полностью изменена редакция пунктов «е»-«и»;
  • в статье 30 был скорректирован текст пункта «в», а также введен пункт «в.1» о запросе и получении сведений, указанных в статье 14.

Отдельно следует указать на упрощенную процедуру получения гражданства России. Последние изменения в законодательстве предписывают иной порядок для тех соискателей, которые являются носителями русского языка. Таковыми могут быть признаны иностранные граждане или лица без гражданства, в случаях, предусмотренных статьей 33.1.

Положение было введено в 2014 и стало частью общей упрощенной процедуры. Последние изменения также указывают, что в соответствии с данным порядком соискателю по новому закону в России о получении гражданства нет необходимости отказываться от его наличия у другого государства.

Скачать

Скачать Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» можно тут. Текст документа представлен в последней редакции со всеми текущими изменениями. Внесенные поправки актуальны на июль 2017.

ФЗ о получении гражданства РФ актуален для соискателей, которым необходимо узнать порядок действий, условия и процедуру получения данного статуса. Текст также может использоваться и юристами, углубленно изучающими данный раздел законодательства России.

Основное в ФЗ о гражданстве РФ

Чтобы рассмотреть актуальную редакцию ФЗ 62, следует обратиться к наиболее востребованным вопросам. Основные из них – кто имеет право на получение гражданства РФ и куда обращаться для этого.

Получить статус гражданина на общих условиях по статье 13 ФЗ 62 может лицо:

  • в течение пяти последних лет непрерывно проживающее на территории страны;
  • обязующееся соблюдать Конституцию и законодательство России;
  • обладающее законным источником дохода в России;
  • владеющее русским языком.

Ознакомьтесь  Закон об автомобильном транспорте РФ

Если соискатель обладает статусом политического беженца, имеет высокие достижения в области культуры, науки, техники или имеет специальность, востребованную в России, требуемый срок непрерывного пребывания в стране сокращается до одного года.

Чтобы оформить статус гражданина, соискателю следует обратиться в отделение УФМС России с документами, подтверждающими выполнение указанных условий.

По упрощенной процедуре по статье 14 ФЗ 62 стать гражданином России можно при достижении полной дееспособности на следующих условиях:

  • один из родителей уже является гражданином России;
  • ранее имелось гражданство СССР или лицо проживало на его территории;
  • с гражданином России в течение трех лет заключен брак;
  • наличие предпринимательской деятельности в течение последних трех лет с уплатой положенных сборов и налогов;
  • отработаны три года в специальности, востребованной для страны.

Если имеется соответствующий международный договор, то отказ от текущего подданства в другой стране может не требоваться. Данная система является частью программы для получения гражданства РФ иностранными гражданами в упрощенном порядке.

Основными условиями получения гражданства по обеим системам является обязательство в соблюдении Конституции и текущего законодательства России. Также акцент делается на наличие законного источника средств к существованию и знании русского языка.

Срок на оформление статуса гражданина определяется следующими критериями:

  • на общих основаниях при наличии всех документов статус гражданина России оформляется за год;
  • по упрощенной процедуре срок сокращается до полугода;
  • если соискатель является носителем русского языка, участником Государственной программы по переселению соотечественников или гражданином государств, с которыми у России имеются соответствующие международные договора – срок оформления сокращается до трех месяцев.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о получении гражданства России членами семей. Может ли муж получить гражданство, если жена россиянка или наоборот? Может. Статья 14 ФЗ 62 указывает на три года совместной жизни с момента заключения брака. При их наличии предполагается упрощенное оформление второго супруга.

Аналогично решается вопрос о получении гражданства России по матери. Дети могут стать гражданами РФ, если один из родителей уже является таковым. В исполнении данной процедуры закон о принятии гражданства РФ ФЗ 62 также предусматривает упрощенный порядок.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/novyj-zakon-o-grazhdanstve-rf/

Законы, вступающие в силу 1 сентября

Закон о гражданстве рф июль 2017

Ряд положений Федерального закона от 28 декабря 2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расширен перечень случаев исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа. К примеру, юрлицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в случае невозможности его ликвидации из-за отсутствия средств на расходы, необходимые для этого, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Кроме того, установлено, что срок ликвидации общества с ограниченной ответственностью не может превышать 1 год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, он может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на 6 месяцев.

Федеральный закон от 29 июля 2017 № 255-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

С 1 сентября 2017 года внесение изменений в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) осуществляется только отдельными федеральными законами.

Положения, которые вносят изменения в ТК РФ, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

С 1 сентября 2017 года для будущих терапевтов и педиатров такая форма получения образования, как интернатура, отменяется. Напомним, что в прошлом году такая форма получения медобразования была упразднена для стоматологов и фармацевтов.

Ряд положений Федерального закона от 3 июля 2016 года №281-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»

Вводятся новые требования к рекламе на телевидении.

В частности, в случае размещения рекламы на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели обязаны использовать эти данные в соответствии с договорами, заключенными ими с организациями, которые уполномочены Роскомнадзором на проведение указанных исследований.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 251-ФЗ «О внесении изменения в статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Копии обвинительного приговора будут направляться также в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации. Это положение вводится в целях реализации механизма отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации, если лицо совершило преступление террористической или экстремистской направленности.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

С 1 сентября 2017 года лица, приобретающие гражданство либо восстанавливающие гражданство Российской Федерации будут приносить Присягу гражданина РФ.

От принесения присяги освобождаются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченные в дееспособности, неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст присяги и/или собственноручно его подписать. Порядок принесения присяги устанавливается Президентом РФ.

Отказ от принесения Присяги является основанием для отмены решения о приобретении гражданства России.

Также предусмотрена возможность для граждан Украины приобрести российское гражданство в упрощённом порядке. Для этого при подаче заявления о выдаче вида на жительство надо предоставить нотариально заверенную копию об отказе от украинского гражданства.

Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 года №88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году»

С 1 сентября 2017 года стипендии будут проиндексированы с коэффициентом 1,054.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 846 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции»

На Роспотребнадзор, Россельхознадзор и их территориальные подразделения будут проводить государственный контроль за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза в отношении пищевой рыбной продукции и процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации такой продукции.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 года № 986 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части размещения средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для осуществления таких операций»

Утверждены Правила осуществления операций по управлению остатками средств на едином счёте федерального бюджета в части размещения средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для таких операций.

Установлены требования к кредитным организациям, в которых могут открываться банковские счета, порядок их открытия и порядок проведения операций по управлению остатками средств на едином счёте федерального бюджета.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 990 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 — 2025 годы»

Изменения, внесённые в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы», корректируют механизм финансирования мероприятий по обеспечению функционирования сетей связи Курильских островов в единой сети электросвязи России и сроки их реализации.

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» была утверждена постановлением Правительства от 4 августа 2015 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2017 № 984 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе»

Снижены вывозные пошлины на необработанные шкуры, отходы и лом черных металлов, медь и медные сплавы.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2017 года.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/zakony-vstupayushhie-v-silu-1-sentyabrya.html

Новеллы законодательства о российском гражданстве

Закон о гражданстве рф июль 2017

Татьяна МАРТИРОСЯН, заместитель начальника Управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России, государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Институт российского гражданства прошёл сложный путь развития.

Каждый его этап отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, а принятый по тому или иному вопросу нормативный правовой акт был обусловлен потребностями политической обстановки и являлся средством упрочения государственного строя.

Институт гражданства является важнейшим инструментом для формирования социально-политической структуры общества с учётом политико-экономических, демографических и миграционных интересов страны.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации в 1991 году, который действовал до 2002 года и, по оценкам международных экспертов, являлся самым либеральным законодательным актом в своей сфере.

В соответствии с ним российское гражданство приобрело около 3,5 миллионов человек. Однако многие его положения не соответствовали складывающейся в российском обществе обстановке, и в мае 2002 года был принят ныне действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г.

№ 62–ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве).

На протяжении последних 16 лет действия в его положения неоднократно вносились изменения, в первую очередь направленные на предоставление дополнительных преференций нашим соотечественникам, что позволило стать гражданами ещё 3,7 миллиона человек.

Это продление срока действия нормы, предоставляющей возможность бывшим гражданам СССР, прибывшим в Россию из бывших союзных рес­публик, приобрести российское гражданство в упрощённом порядке, если они до 1 июля 2009 года заявили о таком желании (часть 4 статьи 14 Закона о гражданстве); преференции для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей (часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве); урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации (глава VIII.1 Закона о гражданстве); льготные режимы для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (часть 2.1 статьи 14 Закона о гражданстве). Последние изменения в Закон о гражданстве были внесены в декабре 2018 года.

Так, с 1 сентября 2017 года упрощён порядок подтверждения выхода из украинского гражданства для граждан Украины, признанных носителями русского языка.

Для лиц, принятых в российское гражданство, введена обязанность приносить Присягу гражданина Российской Федерации, в случае отказа от принесения которой решение о приобретении российского гражданства будет отменено. В настоящее время гражданство Российской Федерации приобретается со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации.

Предусмотрена отмена решений о приёме в гражданство Российской Федерации лиц, совершивших преступление экстремистского или террористического характера.

При этом в отношении родственников (супругов, детей) такого лица, которые приобретали гражданство Российской Федерации одновременно с ним, решения о приобретении гражданства Российской Федерации не отменяются (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 243–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Также конкретизированы впервые введённые в 2014 году положения экономического характера, а именно: отдельные условия приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и выпускниками российских образовательных организаций, определён перечень документов, представляемых иностранным гражданином, необходимых для подачи заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве. (Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 2017 г. № 410 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325».)

При этом работа по совершенствованию законодательства о гражданстве Российской Федерации требует продолжения, поскольку в ходе его реализации выявляются определённые пробелы, являющиеся сдерживающим фактором для приёма в российское гражданство отдельных категорий лиц. На сегодняшний день назрела необходимость его модернизации с учётом реалий и требований экономической ситуации в России.

Президент Российской Федерации призвал разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился в Российской империи и Советском Союзе, а также лицам, обладающим компетенциями, востребованными российской экономикой.

С 2007 года действует государственная программа, призванная собрать воедино и переселить на родину соотечественников из разных уголков мира. Она направлена на объединение потенциала соотечественников с потребностями развития российских регионов.

Субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои региональные программы, определяя в них профессии и возраст потенциальных участников исходя из потребностей региона. МВД России в этом вопросе выполняет координирующую роль. На сегодняшний день всего в программе участвуют 74 субъекта Российской Федерации, за это время переселилось в Россию более 844 тысяч человек.

Вместе с тем с учётом систематических трудностей, возникающих у соотечественников, участвующих в государственной программе, были подготовлены и 29 марта 2019 года вступили в силу изменения в Закон о гражданстве (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 544–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»).

Этими изменениями установлена возможность подачи участниками государственной программы, получившими разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, заявления о приобретении гражданства Российской Федерации по месту пребывания, а не только по месту жительства, как это было ранее.

Помимо этого Президент Российской Федерации был наделён полномочием определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан, имеющих право приобрести российское гражданство в упрощённом порядке.

Предоставление таких полномочий позволит принимать в российское гражданство соотечественников, проживающих в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооружённые конфликты и смена политического руководства.

В развитие нового федерального закона, а также в целях реализации данного полномочия Президента Российской Федерации изданы соответствующие нормативные правовые акты (Указы Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г.

№ 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке», а также от 29 апреля 2019 г.

№ 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке»), которыми помимо категорий лиц также установлены и перечень предоставляемых ими документов, и сроки их рассмотрения, составляющие 3 месяца.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, Президент Российской Федерации включил в число лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации на основании части 8 статьи 14 Закона о гражданстве, следующие категории граждан:

а) лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

б) граждан Украины, не имеющих гражданства (подданства) другого государства, и лиц без гражданства, родившихся и постоянно проживавших на территориях Республики Крым и города Севастополя, выехавших за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 года, а также их детей, супругов и родителей;

в) граждан Украины и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника государственной программы, постоянно проживавших на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 и 27 апреля 2014 года соответственно, а также их детей, супругов и родителей;

г) иностранных граждан и лиц без гражданства, которые сами либо их родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственников по прямой нисходящей линии, детей и супругов;

д) граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, супругов и родителей.

Таким образом, последние изменения в законодательство о гражданстве Российской Федерации охватили значительное количество иностранцев, установив для них преференции приобретения российского гражданства.

Однако существует проблема, которая связана с отсутствием у значительного числа лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, документов, удостоверяющих их личность.

Это прежде всего бывшие граждане СССР, проживающие на территории России более 15 лет и по разным причинам не сумевшие стать гражданами Российской Федерации.

Сюда же входят и освобождённые из мест лишения свободы, а также те, кто прибыл в Россию в детском возрасте.

На сегодняшний день в правовом поле действующего миграционного законодательства Российской Федерации отсутствуют механизмы, позволяющие урегулировать статус таких лиц без гражданства (Закон о гражданстве содержит нормы, позволяющие урегулировать правовой статус отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К ним относятся лица без гражданства, которые были до 1 июля 2002 года в нарушение действующего порядка документированы паспортом гражданина Российской Федерации, а также прибывшие на территорию России для проживания до 1 ноября 2002 года).

Закон о гражданстве, а именно его глава VIII.1, ориентирована на граждан, прибывших в Россию в более ранние периоды времени, и не учитывает лиц, въехавших и оставшихся в стране после 2002 года.

В этой связи в настоящее время осуществляется работа над законопроектом (Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»), предусматривающим введение временного документа, удостоверяющего личность лица без гражданства на территории Российской Федерации, который будет выдаваться на основании заключения об установлении личности лица без гражданства (в соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и удостоверять личность его владельца в Российской Федерации.

Также в дальнейшем в целях урегулирования правового статуса тех категорий лиц, которые перечислены в главе VIII.1 Закона о гражданстве, после прекращения срока действия её норм (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г.

№ 462–ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральной закон «О гражданстве Российской Федерации» продлил до 1 января 2020 г. срок действия норм главы VIII.

1 Закона о гражданстве, направленных на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц) законопроектом предлагается дополнить закон новой статьёй, вступающей в силу с 1 января 2020 года.

Согласно проектируемой статье лица без гражданства, имеющие временный документ лица без гражданства на территории Российской Федерации, будут приниматься в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.

Несмотря на объёмы проделанной работы, совершенствование регламентации институтов временного и постоянного проживания, а также российского гражданства, устранение противоречий и неопределённости в толковании отдельных положений Закона о гражданстве продолжается.

В октябре 2018 года утверждена новая Концепция государственной миграционной политики на 2019–2025 годы (Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции миграционной политики на 2019–2025 годы») и План мероприятий по её реализации в 2019–2021 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г.

№ 265-р «О плане мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»), которыми задан вектор развития, в том числе института гражданства Российской Федерации, определены цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации.

Законодательство о гражданстве Российской Федерации будет и дальше модернизироваться. Предполагается, что удастся унифицировать и сократить действующий перечень документов при подаче заявления о приёме в гражданство Российской Федерации. Как следствие, порядок приобретения российского гражданства, в первую очередь для сооте­чественников, имеющих связь с Российской Федерацией, будет упрощён.

Источник: http://ormvd.ru/pubs/101/legislation-on-russian-citizenship/

Юрист Агапов
Добавить комментарий