Законодательство рф и субъектов рф об адвокатской деятельности и адвокатуре

Адвокатура и адвокатская деятельность в РФ на современном этапе

Законодательство рф и субъектов рф об адвокатской деятельности и адвокатуре

Закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы деятельности адвокатуры в РФ. Нормативные акты органов субъектов Федерации, направленные на регулирование деятельности адвокатов. Членство в адвокатской палате — основа адвокатской деятельности. Порядок приема в члены палаты.

Требования, предъявляемые к кандидатам на получение статуса адвоката. Квалификационные экзамены. Присяга адвокатов. Реестр адвокатов в субъекте Российской Федерации. Работа адвоката в адвокатских образованиях. Прием населения. Ордер и доверенность на ведение дела. Отказ адвоката от ведения дела. Законодательная защита адвокатской деятельности.

Дисциплинарная ответственность адвокатов.

Федеральная палата адвокатов РФ и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. Органы палаты адвокатов: Собрание (конференция) палаты, Совет палаты, Ревизионная комиссия, квалификационная палата. Адвокатские образования: адвокатский кабинет, адвокатские бюро, коллегии адвокатов и юридические консультации.

В настоящее время деятельность адвокатуры регулируется законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который вступил в законную силу с 1 июля 2002 г.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» физическим и юридическим лицам (далее доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: —

работниками юридических служб юридических лиц (далее организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; —

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; —

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Оказывая юридическую помощь, адвокат: 1.

дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме; 2.

составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3.

представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4.

участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5.

участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6.

участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7.

представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8.

представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9.

участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10.

выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством Российской Федерации.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается. В этом смысле Российская Федерация пошла по пути, которым идёт большинство иностранных государств: они тем или иным образом ограничивают или полностью запрещают ведение адвокатской деятельности на своей территории иностранным адвокатам.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Источник: https://lib.sale/advokatura_besplatno/advokatura-advokatskaya-deyatelnost-29563.html

Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре

Законодательство рф и субъектов рф об адвокатской деятельности и адвокатуре

Статья 4.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре — Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Принятый в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основано на Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ). Под такой помощью подразумевается адвокатская юридическая помощь.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из:

а) Закона об адвокатуре;

б) других федеральных законов. Например, права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются процессуальными Кодексами: УПК, АПК, ГПК, КоАП Налоговым кодексом РФ. Кроме процессуальных Кодексов, регулирование адвокатской деятельности содержится в некоторых других федеральных законах.

Так, в ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что адвокаты оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в вопросах, связанных с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Другой пример: в ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г.

N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи — право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом;

в) Кодекса профессиональной этики адвоката, который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности;

г) нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность.

Например, в целях обеспечения населения доступной юридической помощью Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

Например, было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г.

N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда», в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам России.

Следует отметить, что в формировании законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют как формальные и организационные стороны адвокатской деятельности (например, Приказы Минюста России от 8 августа 2002 г.

 N 217 «Об утверждении формы ордера» от 16 августа 2005 г. N 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката» от 5 февраля 2008 г.

 N 20 «Об утверждении Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений», так и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов (Приказ Минюста России N 199, Минфина России N 87н от 15 октября 2007 г. «Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела») или осуществления на территории РФ деятельности адвокатов иностранных государств (Приказ Минюста России от 12 января 2004 г. N 2 «Об утверждении формы и Порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации»);

д) законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Так, квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

Она создается на два года в составе 13 членов, при этом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нее входят два представителя (менее 1/6 всего состава комиссии). Эти представители не могут быть депутатами, государственными или муниципальными служащими.

Порядок избрания таких представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъекта Федерации, например: Областным законом «О представителях законодательного собрания Ленинградской области в квалификационной комиссии при адвокатской палате Ленинградской области» от 21 декабря 2010 года N 83-оз, Областным законом «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области от 18 апреля 2012 года N 29-оз, Постановлением Московской городской Думы от 31 января 2007 г. N 11 «Об избрании представителей Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы», Законом Московской области от 1 февраля 2003 г. N 11/2003-ОЗ «О представителях Московской областной Думы в квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области», Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 «О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы», регулирующий в частности представления перечня документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В основе правового регулирования в России лежат не только принципы, закрепленные отечественным, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе.

Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Согласно ч. 4 ст.

15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Данная норма обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права.

В настоящее время большинство международных актов не ратифицированы, что снижает их практическую ценность для регулирования правоотношений, связанных с адвокатской деятельностью на территории России. Это такие документы, как, например, Резолюция Комитета министров Совета Европы от 18 февраля 1996 г.

N (76) 5 «О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам», Резолюция Комитета министров Совета Европы от 2 марта 1978 г. N (78) 8 «О юридической помощи и консультациях», Свод принципов для защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 г.

), Рекомендация Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката (принята Комитетом министров Совета Европы 25 октября 2000 г.), Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г.

), Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г.).

Последние три международных документа представляют наибольший интерес для правоприменителей, поскольку содержат тематический материал, который может быть не только применен при разрешении той или иной правовой ситуации, но и взят за основу в ходе отечественного правотворчества.

Кодекс профессиональной этики адвоката был принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. в развитие требований, предусмотренных в ст.

7 Закона Об адвокатуре, в целях поддержания адвокатурой профессиональной чести и осознания нравственной ответственности перед обществом.

Данный нормативный правовой акт содержит два раздела: «Принципы и нормы профессионального поведения адвоката», «Процедурные основы дисциплинарного производства».

Значение Кодекса профессиональной этики адвоката трудно переоценить. Этика — это учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Этика адвокатской деятельности — свод основных нравственных правил, которые следует учитывать адвокату в его деятельности.

Эти правила восходят к традициям адвокатуры, они соотносятся с условиями и характером задач, выполняемых членами данной организации в рамках судебных и административных процедур, и с государственным законодательством.

Этические нормы касаются различных вопросов адвокатской деятельности: конфиденциальности отношений доверителя и адвоката, выплаты гонорара и других сторон взаимоотношений с клиентами, взаимоотношений адвокатов друг с другом, рекламы адвокатской деятельности, правил поведения в суде и др.

Так, из правил поведения при осуществлении адвокатской деятельности следует назвать ознакомление помощников, стажеров адвокатов и иных сотрудников с Кодексом профессиональной этики адвоката; обеспечение соблюдения ими его норм в части, соответствующей их трудовым обязанностям (п. 2 ст. 3 Кодекса профессиональной этики); сохранение чести и достоинства, присущих данной профессии (ч. 1 ст. 4 Кодекса профессиональной этики).

Основаниями привлечения адвоката к ответственности являются (п. 1 ст. 20 Кодекса профессиональной этики):

  • жалоба, поданная в адвокатскую палату другим адвокатом, доверителем адвоката или его законным представителем, а при отказе адвоката принять поручение без достаточных оснований — жалоба лица, обратившегося за оказанием юридической помощи в порядке ст. 26 Закона Об адвокатуре;
  • представление, внесенное в адвокатскую палату вице-президентом адвокатской палаты либо лицом, его замещающим, а также органом государственной власти, уполномоченным в области адвокатуры;
  • сообщение суда (судьи) в адрес адвокатской палаты.

Источник: https://lexguide.ru/advokatura/principy-raboty-advokatury-advokatura/zakonodatelstvo-rossijskoj-federatsii-i-sub-ektov-rossijskoj-federatsii-ob-advokatskoj-deyatelnosti-i-advokature.html

Эксперты: Законопроект об адвокатуре не должен быть принят в предложенном авторами варианте

Законодательство рф и субъектов рф об адвокатской деятельности и адвокатуре

26 Октября 2018

25 октября 2018 года в рамках подготовки к Общероссийскому Гражданскому Форуму-2018 в Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара прошел круглый стол «Актуальные направления совершенствования законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Участники мероприятия обсудили законодательные инициативы в сфере адвокатуры, в частности — проект Федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»». Модераторами выступили вице-президент Адвокатской палаты Москвы Вадим Клювгант и адвокат Андрей Рагулин.

В работе круглого стола участвовали представитель Минюста Софья Эппель, вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Галоганов, президент Адвокатской палаты Удмуртской области, председатель правления движения «Инициатива-18» Дмитрий Талантов, вице-президент Адвокатской палаты Московской области, заместитель председателя Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Александр Орлов, представители адвокатского, научного и журналистского сообществ.

Законопроект был внесен в Госдуму весной этого года и предусматривает, в том числе, такие изменения, как: 

· пересмотр порядка изменения членства адвоката в адвокатской палате;

· наделение органов Федеральной палаты адвокатов РФ полномочиями по пересмотру решений по дисциплинарным делам;

· возможность избрания президента адвокатской палаты на третий срок конференцией или собранием адвокатов, а Президента ФПА РФ — съездом адвокатов;

· уточнение правового регулирования статуса организации и деятельности адвокатского бюро;

· закрепление обязанности Федеральной палаты адвокатов РФ по обеспечению соблюдения адвокатскими палатами субъектов РФ законодательства об адвокатуре;

· расширение перечня оснований приостановления статуса адвоката;

· дополнение законодательства положением о возможности включения в соглашение об оказании юридической помощи условия, согласно которому размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи («гонорар успеха»). 

Вадим Клювгант в своем вступительном слове отметил, что многие позиции адвокатов по законопроекту, представленные в подготовленном к заседанию круглого стола документе, являются взаимоисключающими, некоторые – существенно разными, а в других случаях есть и консенсус, например, по «гонорару успеха». Хотя и по этому вопросу есть разные мнения, ведь это было бы не адвокатское сообщество, если по каждому вопросу не возникало бы дискуссий.

Андрей Рагулин предложил всем участникам сосредоточиться, в первую очередь, на трех вопросах, вызывающих наибольшие дискуссии:

· предложение о введении дополнительных условий для изменения членства в адвокатской палате для адвокатов со стажем менее 5 лет;

· введения возможности переизбрания президента соответствующей палаты на третий срок;

· расширение полномочий органов Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в дисциплинарном производстве.

Роман Мельниченко в выступлении отметил, что поправки закона направлены на выстраивание вертикали власти в адвокатуре и централизации управления, однако это неэффективный путь.

Московский адвокат Евгений Корчаго, комментируя предложение исключить требование о том, что в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть минимум два адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет, привел в пример свой опыт: с момента получения статуса адвоката он успешно руководит коллегией адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры». По словам Евгения Корчаго, этот факт полностью опровергает довод о том, что только через пять лет адвокат становится в состоянии открыть адвокатское образование: «Если Совет адвокатской палаты субъекта РФ принял решение выдать адвокатский статус человеку после сдачи экзамена, то, наверное, не очень правильно запрещать этому человеку принимать решение о создании собственного адвокатского образования. Наличие пятилетнего ценза – чрезмерное ограничение. И никто не привел серьезного аргумента, который говорил бы об обратном».

Евгений Корчаго также считает, что надо предоставить адвокатам право самим решать, сколько сроков тот или иной президент достоин занимать свой пост. И привел в пример нотариусов, которые при помощи электронной подписи всеобщим анием выбирают руководителей нотариальных палат.

По его мнению, предоставить ФПА РФ выступать в роли апелляционной инстанции в дисциплинарном производстве – значит, ставить под сомнение дееспособность палат субъектов РФ: «С другой стороны, ФПА РФ приняла в Кодекс профессиональной этики адвоката изменения, где фактически предмет оспаривания в суде сведен только к формальным нарушениям процедуры. И если мы признаем, что это решение законно, то мы лишаем адвоката возможности полноценного обжалования решения, принятого по его дисциплинарному производству».

Комментируя выступления Романа Мельниченко, Вадим Клювгант заметил, что «вертикаль» в адвокатском сообществе юридически невозможна, потому что членами адвокатских палат субъектов РФ являются адвокаты, а членами Федеральной палаты адвокатов — адвокатские палаты.

Дмитрий Талантов назвал наиболее болезненной частью «законопроекта Клишаса» — наделение ФПА РФ «совершенно беспрецедентным объемом полномочий сродни надзорному органу по дисциплинарному производству»: «…Я бы хотел обратить внимание на то, что в случае неподчинения ФПА может распустить Совет региональной палаты, прекратить полномочия президента палаты, фактически вести внешнее управление. …Эти поправки затронут тех, у кого есть свое мнение, кто стоит в оппозиции. Например, Адвокатская палата Удмуртской Республики уже лет 5 в опале: мы перестали получать ответы на любые запросы и письма. После принятия поправок у президента ФПА РФ появится возможность переформатировать решения, которые принимают советы региональных палат лишь в отношении тех вопросов, которые ему интересны. Что касается избрания президента палаты, то нужно оставить за президентом палаты возможность предлагать свою кандидатуру. Не изберут – тогда, извините. А ограничение сроков полномочий избрания считаю вредоносным. Нельзя все клише большой политики перекладывать на адвокатуру».

Вадим Клювгант отметил, что уже не раз прозвучали термины «апелляционная система», «надзорная система». И этот терминологический разнобой далеко не случаен, потому что то, что заложено в законопроекте, многократно превышает полномочия и апелляции, и кассации, и надзора.

И вообще чего-либо мыслимого в системе пересмотра решений вышестоящими инстанциями как в судебном, так и во внесудебном порядке, потому что такого одновременного набора полномочий ни у одной вышестоящей инстанции нигде нет.

Дискреции никакой для органов адвокатской палаты при новом рассмотрении дела тоже нет, диктат. Это антиправовой подход.

Основатель Русско-Азиатской Ассоциации Юристов Максим Тафинцев обратил внимание коллег на зарубежный опыт избрания президентов адвокатур: «Нахождение более одного срока на посту президента – определенно минус. Обоснованием такой позиции могут быть многочисленные примеры адвокатур Азии.

Руководство адвокатурой престижно, но очень обременительно. Для тех стран быть руководителем даже больше одного года – это проблема, потому что они все практикующие адвокаты. Не должно быть такого, что человек десятилетиями управляет палатой, не зная реальной жизни адвокатов. Ротация должна быть».

Александр Орлов отметил: «В законопроекте, на мой взгляд, нет никакого конституционного нарушения. Уже есть позиция Конституционного Суда, что прекращение статуса адвоката – это не нарушение права на труд. Можно сидеть и консультировать в интернете не как адвокат.

То же самое и с передвижением. Например, я – адвокат Московской области, могу поехать практиковать в любой регион. Единственное, я в другом регионе не должен работать по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ. И это разумно.

И второе, я не должен арендовать там офис и вешать табличку» Александр Орлов также отметил, что органы ФПА РФ уже сейчас имеют полномочия в определённых случаях вмешиваться в решения советов региональных адвокатских палат, и решения по дисциплинарным производствам, по его мнению, не должны стать исключением: «С одной стороны, я не хочу стать надзорной инстанцией, но с другой, это надо. Предполагается, что Комиссия по этике и стандартам должна обобщать дисциплинарную практику и ее унифицировать. Это нужно для адвокатов, чтобы они видели, какие действия будут осуждаться с точки зрения этики, и предвидеть последствия своего поведения. Адвокаты сами просят вмешаться в их дисциплинарные производства».

Вадим Клювгант пояснил участникам круглого стола, что в соответствии с содержанием законопроекта у Совета ФПА РФ будет право прекратить досрочно полномочия регионального совета палаты в том случае, если не будет исполнено решение Совета ФПА РФ по дисциплинарному производству.

Адвокат Андрей Рагулин на это заметил, что нужно делать механизм корпоративной апелляции.

Вице-президент ФПА РФ, президент АП Московской области Алексей Галоганов отметил, что законопроект еще будет меняться со временем и не будет принят в том варианте, который есть сейчас: «Вопросы, которые легли в основу законопроекта, не новы, сама жизнь заставила его появиться. Говорить о том, что закон будет универсален, мы не можем. В разных субъектах федерации разные палаты.

Многие палаты говорят о том, что держатся и формируют свою палату за счет приезжих москвичей. Наш Совет ФПА уже изменил в законопроекте многое, учитывая высказанные мнения. Например, на последнем сентябрьском заседании Совета ФПА РФ предложено уменьшить срок действия «ценза оседлости» с пяти до двух лет. Законопроект еще будет меняться, мы еще будем над ним работать.

Предложения любых организаций принимаются. …Надзорные функции в ФПА РФ не появились сами по себе. Многие адвокаты из регионов говорили, что не доверяют своему президенту, совету, считая, что пусть лучше ФПА РФ пересмотрит их дисциплинарное производство. Так что эта поправка вносится по просьбе адвокатов.

Да, может, технически это похоже на надзорную функцию, но почему не дать право адвокатам жаловаться в ФПА РФ? Что же касается вопроса централизации, то мы все забываем про существование Министерства юстиции, у которого предусмотрена функция контроля и надзора за адвокатурой. И почему-то никто не ставит вопроса об отмене этого положения.

Все почему-то выступают против контроля и надзора со стороны ФПА РФ. Но надо помнить, что адвокатура развивается. Давайте вместе совершенствовать и дорабатывать этот законопроект».

Подводя итоги круглого стола, Вадим Клювгант сказал, что проблемы, которым посвящён законопроект, безусловно, требуют дальнейшего обсуждения и тщательной проработки:

«Проблемы, которые этот законопроект пытается решить, существуют, было бы странно их отрицать. Вопрос заключается в том, что этот конкретный документ, который не обсуждался в нашем сообществе до его внесения в Госдуму, оказался сюрпризом для адвокатского сообщества. И первый шаг к его обсуждению сделал Совет Адвокатской палаты Москвы, приняв и разослав свой отзыв о нём.

Что касается дисциплинарной практики: предложенное законопроектом решение не имеет никакого отношения к созданию системного механизма пересмотра решения советов адвокатских палат по дисциплинарным делам.

Такого механизма законопроект вовсе не предлагает, напротив – он предлагает избирательный подход, поскольку пересматриваться могут лишь решения по дисциплинарным производствам, возбужденным Президентом ФПА.

И при этом законопроект грубо нарушает систему обжалования, которая уже устоялась и сложилась с точки зрения распределения полномочий вышестоящей и нижестоящей инстанций. Еще и под угрозой досрочного прекращения полномочий целого коллегиального органа.

Сменяемость лидера – достижение цивилизации, и мы должны двигаться вперед, а не вспять. Те, кто избран в корпоративные органы управления сообщества, не должны потерять связь с профессией. Именно здесь начинаются спекуляции на тему непонимания между адвокатской «улицей» и адвокатскими «чиновниками».

И ещё, когда мы говорим об избрании руководителя адвокатской палаты, давайте будем помнить, что у нас в адвокатском сообществе нет глав, подобных главе государства, избираемого всенародно. Президент адвокатской палаты – не глава её, он руководитель коллегиального органа. Не больше и не меньше. Он – первый среди равных.

И мы не должны об этом забывать, обсуждая порядок его избрания».

Вадим Клювгант также поддержал мнение большинства выступивших участников круглого стола о том, что предлагаемый законопроектом «ценз оседлости», независимо от его длительности, не решает проблемы возможных злоупотреблений при сдаче квалификационного экзамена на получение статуса адвоката.

При этом предлагается введение непрозрачной процедуры индивидуального согласования в Совете ФПА РФ каждого решения об изменении членства в адвокатской палате адвокатом, не имеющим определённого стажа. Такое нововведение неизбежно приведёт к массе новых злоупотреблений и уловок вместо решения проблемы.

В ходе обсуждения участниками круглого стола были затронуты и другие вопросы, по которым авторами законопроекта предлагаются изменения и дополнения в «адвокатский» закон.

Результаты обсуждения будут систематизированы и использованы в дальнейшей работе.

Источник: http://www.advokatymoscow.ru/press/news/4438/

Правовое регулирование адвокатской деятельности в РФ

Законодательство рф и субъектов рф об адвокатской деятельности и адвокатуре

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ АДВОКАТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Адвокатура – это сообщество профессиональных юристов, получивших статус адвоката. Основными функциями адвокатуры являются оказание правовой поддержки гражданам и организациям и консолидация адвокатов для их совместной работы.

Адвокатура не входит ни в систему государственной власти, ни в систему местного самоуправления. Поэтому Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.

48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на судебную защиту, на разбирательство дел судом на основе состязательности и равноправия сторон, дает начало регулирования деятельности адвоката. Любой гражданин может вести свои дела в суде лично либо через представителя[1].

В структуре российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре имеется:

— Конституция РФ

— Федеральный закон «Об адвокатской Федеральные законы деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

— Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации

— Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие адвокатскую деятельность

— Федеральный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

— Законы субъектов Российской Федерации

— Нормативные акты субъектов Российской Федерации

— Региональный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

— Кодекс профессиональной этики адвоката

Адвокат-представитель осуществляет свою деятельность на профессиональной основе, обладает для этого достаточными знаниями и опытом, позволяющими ему со знанием дела, квалифицированно решать возложенные на него задачи; отчетливо представляет свои роль и место в защите прав, свобод и законных интересов доверителя по конкретному гражданскому делу; обладает широким арсеналом процессуальных и внепроцессуальных средств, способов и мер выполнения профессиональных обязанностей[2].

Работа института адвокатской деятельности в России обусловлена наличием конституционной гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ[3]). На основании п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ институт адвокатуры, в том числе вопросы правового регулирования его деятельности, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Соответственно, на основании ч. 2 ст. 76 Конституции в рассматриваемой области должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в рассматриваемом случае действует правило, установленное в ч. 5 ст.

76 Конституции РФ, согласно которому такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Основным действующим федеральным законом, регулирующим адвокатскую деятельность в Российской Федерации, в настоящее время является принятый 31 мая 2002 г. Федеральный закон N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре).

В статье 4 названного Закона определена структура законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Это законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации[4].

Основными принципами на которые полагается деятельность адвокатуры являются следующие:

— независимость;

— законность;

— корпоративность;

— самоуправляемость;

— равноправие адвокатов.

В России организационной формой адвокатуры выступают адвокатские палаты двух уровней:

— Адвокатские палаты отдельных субъектов РФ.

— Федеральная палата адвокатов.

Работа субъектов адвокатских палат основана на общеобязательном членстве в них всех адвокатов субъекта. Адвокатская палата на юридическом поле действа является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации.

Цель формирования адвокатской палаты следующая:

— оказания доступной правовой помощи (в том числе и бесплатной) всему населению субъекта;

— представления и защиты интересов состоящих в ней адвокатов в органах власти, общественных и других организациях;

— контроля уровня профессионализма ее членов;

— контроля соблюдения кодекса адвокатской этики.

Решения адвокатской палаты носят императивный характер для всех ее членов. Строение палаты адвокатов субъекта РФ выглядит следующим образом:

Собрание (конференция) адвокатов — верховный орган палаты. Собрание адвокатов созывается не менее раза в год. Собранием адвокатов определяется состав совета палаты, ревизионной и квалификационных комиссий, избирается представитель для участия во Всероссийском съезде адвокатов, решаются вопросы распределения денежных средств и прочие.

Совет адвокатской палаты — исполнительный орган палаты. Он занимается подготовкой собраний адвокатов, управляет имуществом палаты, координирует деятельность ее членов, представляет интересы палаты в органах власти и т.д.

Ревизионная комиссия — контрольный орган палаты. Он реализует функцию финансово-хозяйственного контроля за деятельностью палаты и ее органов. По результатам своей деятельности комиссия готовит отчет для собрания адвокатов.

Квалификационная комиссия — занимается организацией и проведением квалификационных экзаменов у соискателей на присвоение статуса адвоката, занимается рассмотрением жалоб на действия адвокатов — членов палаты.

Федеральная палата адвокатов РФ – общероссийская ассоциация субъектовых палат РФ.

Она является координатором работы адвокатских палат, представителем и защитником адвокатов в органах власти всех уровней, а также организатором мероприятий по поддержанию высокого уровня оказываемой населению юридической поддержки. Решения, принятые Федеральной палатой адвокатов, носят обязательный характер для всех адвокатских палат и адвокатов страны.

Федеральная палата состоит из совещательного органа — Всероссийского съезда адвокатов, и исполнительного — Совета Федеральной палаты адвокатов. Созыв верховного органа (съезда) палаты происходит не менее чем один раз в год.

Адвокатские палаты обладают равными правами на Съезде и, независимо от их размера имеют один голос в ании по рассматриваемым вопросам.

Одной из важнейших задач Съезда является принятие кодекса адвокатской этики, внесение в него изменений и дополнений, а также контроль за его соблюдением.

Совет палаты управляет имуществом палаты, готовит методические рекомендации по вопросам обучения и переподготовки кадров, занимается организацией бесперебойного информационного обеспечения членов палаты и т.д. Также адвокаты имеют право на создание общественных объединений адвокатов и членство в них.

Иные федеральные законы, образующие законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. называемые в п. 1 ст.

4 Закона об адвокатуре в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре «другие федеральные законы», законодатель не конкретизирует состав и назначение последних.

Использование в тексте федерального закона столь лаконичной формулировки обусловливает возникновение ряда проблем не только теоретического, но и практического свойства.

Так, на основании действующего законодательства представляется практически невозможным однозначно ответить на следующие вопросы:

— каким критериям должен отвечать федеральный закон, чтобы он был признан элементом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

— является ли упоминание в тексте Закона об адвокатуре о возможности регламентации определенных вопросов деятельности адвоката федеральным законодательством либо конкретным федеральным законом основанием для включения такого закона в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

— оправданно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, принятие которых не предусмотрено Законом об адвокатуре?

— возможно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, лишь часть нормативных предписаний которых прямо или опосредованно посвящено адвокатской деятельности?

— возможно ли регулирование адвокатской деятельности федеральным законом, не входящим в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

— возможно ли включение в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре законов федерального уровня, принятых до момента вступления в силу Закона об адвокатуре или вступающих в противоречие его предписаниям?

— в чью пользу должна разрешаться нормативная коллизия в случае появления различающихся предписаний двух и более федеральных законов по одному и тому же вопросу (в том числе в случае, если лишь один из них входит в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре)?

Вышеуказанные проблемы весьма затрудняют ответ на вопрос о составе федеральных законов, образующих законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.

По этой причине представляется возможным только определять состав действующих федеральных законов, посредством которых осуществляется правовое регулирование адвокатской деятельности.

Для этих целей представляется возможным использовать следующую классификацию.

— Федеральный закон, осуществляющий комплексное правовое регулирование адвокатской деятельности.

— Федеральные законы процессуального законодательства, включающие комплекс норм об особенностях участия, составе полномочий и статусе адвоката как участника процесса.

— Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные права и обязанности лиц, имеющих статус адвоката, а также регламентируют порядок реализации этих полномочий.

— Федеральные законы, содержащие отдельные нормы, подтверждающие конституционное право каждого на профессиональную юридическую помощь и определяющие порядок предоставления адвокатами такой помощи отдельным категориям граждан.

— Федеральные законы, регулирующие особенности участия адвоката в трудовых отношениях в качестве работодателя.

— Федеральные законы, содержащие нормативные регламентации об особенностях финансовых аспектов деятельности адвокатов.

— Федеральные законы, регулирующие особенности социального и пенсионного страхования адвокатов.

— Федеральные законы, регулирующие налоговые последствия адвокатской деятельности.

— Федеральные законы, содержащие конкретизирующие нормы о порядке материально-технического и финансового обеспечения адвокатской деятельности.

— Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные профессиональные ограничения для лиц, лишенных адвокатского статуса.

— Федеральные законы, содержащие нормативные предписания об организационных особенностях взаимодействия с адвокатурой.

— Федеральные законы, вносящие изменения в законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Источник: https://studopedia.su/20_47941_pravovoe-regulirovanie-advokatskoy-deyatelnosti-v-rf.html

Юрист Агапов
Добавить комментарий