Земельное законодательство регулирует отношения

Земельные отношения

Земельное законодательство регулирует отношения

Статьей 3 Земельного Кодекса РФустановлено, что земельное законодательство регулирует отношения поиспользованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельныеотношения). Таким образом, земельные отношения – это круг общественныхотношений по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, охранеземли, урегулированных нормами земельного законодательства.

Как и в любой сфере общественныхотношений, в земельных тоже часто возникают споры и противоречия. В этом мыубедились, получив несколько обращений в редакцию, в которых вытегоры просятразъяснить, как им действовать.

Три конкретных ситуациипрокомментировала помощник руководителя Управления Росреестра по Вологодскойобласти Оксана Дуда.

В одной из деревень соседствуютучастки. Земля отмежевана у обоих хозяев. Но один из них, строя забор,самовольно захватил у другого полосу участка шириной в метр.

Что делать в таком случае?

– Нередко на практике возникают споры по поводу земельных участков, вкоторых речь идет об их незаконном использовании. Для начала следуетразобраться, что можно считать самовольным захватом участка.

В соответствии состатьей 7.

1 КоАП РФ это самовольное занятие земельного участка или его части, втом числе его использование лицом, не имеющим предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации прав на указанную землю.

Правообладателями участков могут быть не только граждане, но иорганизации, муниципалитет или государство.

Следуетпомнить, что земля, не принадлежащая юридическим или физическим лицам, вРоссийской Федерации является безусловной собственностью государства, поэтомуне может быть использована для строительства, сельскохозяйственных и прочихнужд, без соответствующего на то разрешения (документов).

Примерами подобных незаконных действий являются: перестановка забора начужой соседний земельный участок, использование одним из жильцовмногоквартирного дома без согласия соседей части двора под постройку сарая,гаража или использование общего палисадника под личный огород. Имеет место изахват так называемых бесхозных участков или заброшенных земель, которые долгоевремя никто не использовал, а также земель общего пользования: дорог, проездов,тропинок и т.п.

Чтоже делать, если сосед занял часть вашего земельного участка?

Влюбом случае начинать урегулирование вопроса стоит с попытки решить проблемумирным путем и пообщаться по данному вопросу с соседями. Они могут быть даже нев курсе, что заняли чужую территорию. Возможно,  достаточно будет сравнить имеющиеся документына землю, и вопрос  решится.

Еслиже соседи отдают себе отчет в противоправности действий, но договориться мирнымпутем не желают, можно обратиться с обращением, содержащим сведения о нарушенииземельного законодательства, в органы местного самоуправления, осуществляющиемуниципальный земельный контроль на подведомственной территории либо в УправлениеФедеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поВологодской области. В обращении необходимо указать факты, указывающие нанарушения земельного законодательства, а также лиц, их допустивших. Наосновании данного письма проводятся проверочные мероприятия, по результатам которыхнарушителю выдается предписание об устранении допущенного нарушения сустановленным сроком, виновное лицо привлекается к административнойответственности.

В населенном пункте есть тропинка козеру и колодцу, которой пользуются местные жители. Хозяева участка,примыкающего к этой тропинке, строят забор, захватывая ее часть.

Что делать другим жителям деревни?Законно ли это?

–Из содержания пунктов 11 и 12 статьи 1 ГК РФ следует, что территории общегопользования – это места, которыми беспрепятственно пользуется неограниченныйкруг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосыводных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Всоответствии с пунктом 1 статьи 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, безкаких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельныхучастках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ииспользовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах,допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственникомсоответствующего земельного участка.

Вслучае захвата проезда, дороги также возможно обратиться с обращением,содержащим сведения о нарушении земельного законодательства, в органы местногосамоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль наподведомственной территории, поскольку в органах местного самоуправленияимеются генеральные планы поселений, а также планы застройки территории, вкоторых отображаются расположение дорог, иного имущества общего пользования,расположение и границы земельных участков, отведенных под строительство жилыхдомов. Указанные документы позволят определить, являются ли захваченные территорииземлями общего пользования, есть ли нарушения.

Дополнительноотмечу, что согласно СП 42.13330.2011. «Свод правил. Градостроительство.Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированнаяредакция СНиП 2.07.01-89» (утв.

приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010года № 820), к улицам и дорогам сельского назначения относятся проезды,хозяйственные проезды, скотопрогоны.

В указанном документе определено, что вжилой застройке сельского поселения ширина хозяйственного проезда,предназначенного для прогона личного скота и хозяйственного проезда, – 4,5метра, ширина проезда – 2,753 метра.

Заберут ли участок, если в течениепяти лет на нём не возведены никакие постройки.

Земельное законодательство предусматривает возможность граждан получитьучасток бесплатно в случае его предоставления в безвозмездное пользование дляцелей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобногохозяйства.

Для получения бесплатной земли следует обращаться в администрациюсоответствующего муниципального образования по месту расположенияиспрашиваемого земельного участка.

При этом вышеуказанныеземельные участки в последующем могут быть приобретены в собственность такжебесплатно.

В силу статьи 42ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся их собственниками,обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением ипринадлежностью к той или иной категорииземель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вредокружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со статьей 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Каждый из соседей считает, что он прав. Как быть?

Источник: https://vytegra.news/zemelnye-otnosheniya/

Земельное законодательство регулирует отношения

Земельное законодательство регулирует отношения

В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Виды земельных правоотношений

Важной составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

В рамках организационных и экономических мероприятий должны осуществляться разработка нормативов безопасного землепользования и доведение их до землепользователей, оценка состояния почв, установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических и др.

веществ, проведение экологической и других экспертиз, разработка мер экономического стимулирования рационального использования земель, консервация земель и др. Необходимо отметить, что организационные и экономические мероприятия в значительной содержательной мере опосредованы нормами земельного и природоохранительного законодательства.

Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

В нужное время, в нужном месте

Существует ряд механизмов учета мнения местного населения, таких как сход, публичные и общественные слушания и местный референдум.

Статья 3 ЗК РФ Земельный кодекс Российской Федерации от 25. 10.2001 N 136-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — N 44. — Ст. 4147 определяет круг отношений, признаваемых земельными и регулируемых соответственно земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Занимается отношениями, касающимися использования и охраны российских земель, которые считаются основой жизни и деятельности народов, что живут на соответствующей территории.

Устанавливает приоритет охраны земли, как ведущего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйствах перед использованием земельных участков в качестве недвижимого имущества.

Утверждает, что владение, распоряжение и пользование землёй могут производиться собственниками участков свободно, но при одном условии — это не должно вести к ущербу окружающей среды.

Водного кодекса должно применяться водное законодательство, что исключает существование земельных правоотношений и, соответственно, обязанность уплачивать земельный налог на земли, расположенные под водохранилищем.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Под указанной формулировкой имеются в виду гражданско-правовые отношения. По смыслу комментируемой нормы в качестве общего режима для регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению с ними сделок избран гражданско-правовой режим.

Под использованием земель можно понимать получение различными способами пользы от земельных участков для удовлетворения материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц.

Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» от 4 апреля 1997г. (Бюллетень нормативных актов. 1997. № 12) [36].
Таким образом, из анализа норм гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о трех возможных типах соотношения между нормами данных отраслей законодательства.

Правовое регулирование земельных отношений

В ЗК особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Этим вопросам посвящена глава II. Земля в нашей стране охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с этим предусмотрено осуществление взаимосвязанного комплекса мер, которые призваны сохранить наши земли, повысить их плодородие, восстановить их.

Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных.

Потом были одни сплошные указы, а вот нового ЗК не было. И так и было до 2001 года. Основная проблема была в том, что отсутствовало нормальное стройное земельное законодательство.
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельный кодекс: постоянно обновляясь, стремиться к лучшему

Прежде всего необходимо отметить, что названные комментируемым пунктом в качестве составной части земельных отношений отношения по использованию земель не отождествляются с пользованием земельными участками, регулируемым гражданским законодательством. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

Земельное законодательство регулирует особую сферу общественных отношений, которые складываются по поводу земли, являющейся одновременно природным объектом и недвижимостью. Земельные отношения представляют собой специфические имущественные отношения.


Важно также помнить, что указанный Закон не распространяет своего действия на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Земельный кодекс является комплексным кодифицированным федеральным законом, охватывающим значительное разнообразие земельных отношений.

Кодекс создает правовую базу регулирования земельных отношений на федеральном уровне, что очень важно, учитывая их огромное экономическое, социальное и экологическое значение.

На основе ЗК будет развиваться обширное земельное законодательство, поскольку Кодекс предусматривает необходимость принятия целого комплекса федеральных законов.

Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
ЗК закрепил систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс направлен на разрешение проблемы разграничения публичной собственности на землю. Урегулированы вопросы частной собственности на землю, предусмотрены меры по всестороннему соблюдению и реализации прав частных земельных собственников, закреплены их гарантии, механизм правовой защиты. Реализована идея обеспечения равного доступа как граждан, так и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

К земельным отношениям относятся отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности. Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.

Источник: http://digibum.ru/sudebnaya-zashhita/1687-zemelnoe-zakonodatelstvo-reguliruet-otnosheniya.html

Земельное право и земельное законодательство в рф

Земельное законодательство регулирует отношения

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч.

2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст.

76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

материала

Ст. 2 ЗК РФ устанавливает, что з емельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельное законодательство состоит из

    • настоящего Кодекса,
    • федеральных законов и
    • принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Однако некоторые авторы считают, что система современного земельного законодательства Российской Федерации включает в себя и Конституцию РФ.

Конституция как источник земельного права

Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям:

    • ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
    • ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
    • ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
    • ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
    • ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

    • ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
    • ст. 1, 7 — о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
    • ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
    • ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
    • ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
    • ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
    • ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.

Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Земельное право и земельное законодательство

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения

. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основу земельного законодательства составляют:

1. Гражданский кодекс

2.

Водный кодекс РФ

3. Жилищный кодекс РФ

4. Налоговый кодекс

5. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды,

6. Земельный кодекс РФ

7. Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сх назначения,

8. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно Конституции РФ земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения:Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8308 —

| 7933 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2.

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Источник: https://benett.ru/zemelnoe-pravo-i-zemelnoe-zakonodatelstvo-v-rf/

Какие отношения регулирует земельное законодательство? Основные положения земельного законодательства

Земельное законодательство регулирует отношения

Земельное законодательство регулирует отношения, которые прописаны в законодательных актах страны и находятся под защитой государства.

К таким документам можно отнести земельный, градостроительный, жилищный, строительный и другие кодексы, а также ряд законов, принимаемых государственной думой («Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», «О землеустройстве» и многие другие).

Определение категории «земельные отношения»

Как восстановить свидетельство о браке при утере: куда обратиться, порядок действий, необходимые документы и сроки

Земельное законодательство в России выступает комплексным атрибутом многих сфер деятельности. Следовательно, имеет трудную структуру управления. Провести черту между различными сферами в законодательствах по кодексам или законам можно с помощью 3-й статьи Земельного кодекса (далее ЗК) «Отношения, регулируемые земельным законодательством».

Суть статьи говорит о том, что все эти отношения применяются для защиты и обеспечения благополучия населения, которое проживает на определенной территории. А вот уже гражданский кодекс, к примеру, регулирует как этой территорией распоряжаться, пользоваться и владеть, т. е. определены имущественные отношения по заключению различных сделок.

Лучше поздно, чем никогда

Доверенность бабушке на ребенка: правила и порядок оформления, образец документа

Российское законодательство, регулирующее земельные отношения в РФ, развивалось достаточно неоднозначно. Первые попытки объединить все важные элементы земельных отношений в единый регулирующий элемент были начаты в далеком 1922 году, принятием ЗК.

С учетом специфики регулирования и возможных правовых недочетов, этот документ того времени включал в себя множество пробелов, которые приходилось устранять уже на региональном и местном уровне. Также другие, смежные ведомства, брали на себя ответственность по тем или иным земельным отношениям.

Так, выгоду применения всегда можно было выразить в денежном эквиваленте, а неудачу списать на пробелы и халатность земельного ведомства.

Территориальная подсудность мировых судей. Территориальная подсудность районных судов

В дальнейшем ЗК был переписан в 1971-м и в 1991 году. Но все эти поправки были поверхностные и не давали полного охвата деятельности, что восполнялась указами Президента. И только спустя 10 лет был принят действующий и по ныне ЗК РФ с различными поправками и нормами регулирования отношений по земельным вопросам.

Земельный кодекс как гарант земельных отношений

Принятый почти 20 лет назад ЗК всегда имел тенденцию к трансформированию и адаптации к действующим условиям рыночной экономики.

Земельное законодательство регулирует отношения не только ограничиваясь нормами сегодняшнего дня, но и учитывает динамику изменений, которые могут произойти в рамках земельных отношений.

За все это время существования в действующий ЗК вносилось множество поправок и дополнений, которые решали различные вопросы, заполняли имеющие и возникающие пробелы в этой сфере. Так, например, к концу 2018 года было принято более 100 «корректирующих» поправок к первоначальному тексту земельного кодекса.

Самыми важными для реструктуризации и дополнений для ЗК РФ были 2011-2015 годы. В течение которых было принято в общей сложности более 50 государственных законов, дополняющих и отвечающих на вопрос, какие отношения регулирует земельное законодательство?

В законодательной практике государства с принятием и утверждением кодекса по определенному виду деятельности принято утверждать и федеральный закон с поправкой «О введении в действие». В отношении земельного законодательства исключения не было и такой ФЗ за номером 137-ФЗ, одновременно с кодексом, был утвержден и принят в один день.

На сегодняшний день земельный кодекс РФ сгруппирован из девятнадцати глав. В общей сложности закон включает 107 статей.

Основные задачи: защита благосостояния населения и земли

Отношения, регулируемые земельным законодательством, образовали основные принципы, по которым строиться политика в рамках данной области. Все это говорит о тщательной проработке действующего ЗК и его нацеленности на результат.

Кодекс — это свод законов. Виды кодексов в РФ

Защита благосостояния человека отражена во многих аспектах деятельности всех государственных органов, но в части ЗК ее можно проследить в 40-й статье, где говорится об обязательном соблюдении норм строительной, экологической, санитарной, гигиенической и других сфер. Применение каких-либо работ необходимо без вреда окружающей флоре и фауне, что регламентируется в 42-й статье ЗК РФ. А статья 13 гласит об обязательствах перед владельцами участков о совокупном комплексе мер, которые необходимо учитывать при ее эксплуатации

Характерные черты земельной политики по защите земли можно раскрыть с помощью ряда принципов:

  • занесение редких территорий и участков земли под особый контроль и защиту государства;
  • осуществление земельной политики как гарант благополучной жизни всего населения;
  • распределения земельных угодий с учетом надобности региона с приоритетным направлением на сельское и лесное хозяйство в ущерб строительству недвижимых объектов.

Из основных задач можно сказать, какое значительное внимание тратится в Земельном кодексе на защиту земли.

Недвижимость и земля как два неотделимых союзника

Важным атрибутом, где земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земельных участков и населения, выступает принцип: “Недвижимость и земля как два неотделимых союзника”.

В итоге получаем, что все объекты, построенные на участке тесно взаимосвязаны с самим участком за исключением тех, которые устанавливаются правительственными законами.

Земельное законодательство регулирует имущественные отношения, что сказывается на фундаментальной вещи всей земельной политики, где участок земли определяется главным звеном.

Все эти нормы прописаны в 35-й статье, где указано, что, приобретая или продавая участок земли со строением, покупатель (продавец) также должен купить (продать) строение, присутствующее на этом участке. В данном случае покупатель, соглашается на приобретение недвижимости на земле, которую он купил.

В свою очередь, такая же норма закона отражена в 273-й статье гражданского кодекса, которая отражает отчуждение прав собственности на сооружение или строение при переходе права на участок земли.

Если речь идет о государственном или местном праве владения, то можно обратится к 36-й статье ЗК РФ, которая отражает исключительные права и обязанности при передаче собственности и права на владение, приватизацию и аренду, а также специфические условия разделения прав на объект между несколькими участниками.

За все нужно платить, даже за землю

Очень важно отметить, что земельное законодательство регулирует отношения на ряду с принципами владения земли на платной основе.

Это понимание, что за все нужно платить, выступает основным отличием всей земельной политики дореформенных времен и сегодняшней реальностью.

Имея множество пробелов и проблем, земельный кодекс тех лет однозначно говорил о том, что пользование землей основано на бесплатной основе, с поправкой на некоторые ограничения, описанные в кодексе.

Стороны и элементы отношений в земельной политике

Из 5-й статьи отношения, регулируемые земельным законодательством, определяют членов этих правоотношений – стороны земельных отношений. На их месте могут оказаться юридические или физические лица, Российская Федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования.

Из статьи 6 того же ЗК можно узнать список элементов земельных отношений: отдельные части и районы земельной территории, а также земля как природный элемент и ресурс.

Государственная и частная собственность

Земельное законодательство регулирует общественные отношения по различным направлениям общей земельной политики, но вопрос принадлежности собственности является одним из самых значимых. Так, действующий юридический гарант, выраженный в ЗК, дает несколько повествований данного вопроса.

Статьи 18 и 19 разъясняют о принадлежности государственной и муниципальной собственности, с поправкой на исключения и право владения тем или иным земельным участком.

В 15-й статье расписаны нормы владения участками земли юридических и физических лиц. Эти нормы характеризованы равными правами в рамках приобретения, владения и распоряжения объектом собственности. Также необходимо указать, что государственная собственность может быть передана в частную, и наоборот.

«Купи-продай», или Как правильно распорядится участком земли?

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию особых норм, дающих право приобретать, продавать и сдавать в аренду, имеющийся в собственности участок.

Все особенности по процессам отчуждения участка занесены в 37-ю статью ЗК РФ, а также обобщаются в рамках Гражданского кодекса с 450 по 490 статью.

Обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД: куда обращаться, порядок действий, необходимые документы, сроки подачи и рассмотрения

После подписания и прохождения всех юридических инстанций покупатель обязан заплатить обозначенную сумму денег, а продавец предоставить все документы на оговоренный участок.

По закону нельзя самостоятельно изменять обременение территории и охраняемой зоны, т. е. предназначение земли остается в рамках подписанного договора. Элементом сделки выступают только те объекты, которые имеют кадастровый учет с государственной гарантией.

Отношения, возникающие с государственной собственностью, регулируются 28-й статьей ЗК РФ, и характеризуются равными правами, как граждан, так и юридических лиц на получение такой собственности в распоряжение или права взять в аренду. Бесплатное использование этих норм возможно в рамках дополнительных региональных или федеральных законов по конкретным случаям.

Строить или не строить — вот, в чем вопрос

Земельное законодательство регулирует отношения в сфере предоставления участков под строительство различных объектов недвижимости. Это ограничивает многих потенциальных покупателей использовать территорию в своих целях, не учитывая окружающую среду и защиту населения.

Исходя из статьи 30 ЗК РФ можно констатировать, что реализация участков должна вестись с предварительным согласованием на строительство, кроме случаев, которые вынесены на торги по средствам аукционов и торгов.

Но и в этом случае у желающих приобрести определенную территорию должен быть перечень документов, подтверждающих необходимость строительства данного объекта с возможными социальными и культурными строениями.

Установление порядка приобретения физическими лицами участков, которые находятся в собственности местных властей или государства для строительства отражены в статье 34. Правила предоставления участков – статья 33. Рассмотрение и принятие решения о выдаче свидетельства на строительство указаны в 32-й статье. А 31-я статья описывает процедуру выбора участка земли.

Возможности и ограничения собственников участков земли

В рамках 40-й статьи собственник земли имеет ряд прав и обязанностей, которые характеризуют его деятельность по отношению к принадлежащему ему участку земли.

Так, он вправе полностью распоряжаться и пользоваться недрами земли по своему усмотрению, сооружать любые строения, проводить различные мелиоративные виды работ.

Все это сводится к условиям, которым не противоречат нанесение ущерба окружающей территории и ущемление прав близлежащих территорий.

В законодательстве также нет указаний по объему прав на участок. Собственник может быть как юридическим, так и физическим лицом, а также дробить землю на различные части по своему усмотрению.

Законодательный процесс по обеспечению земельных участков

Территориальная категория и назначение земли выступает отдельно в земельных отношениях. Из 78-й статьи право на землю для сельского пользования могут получить предприятия различных профилей (образовательные, научные, сельскохозяйственные), а также граждане или некоммерческие учреждения сфера деятельности, которых напрямую связана с аграрной отраслью.

Для земель с особым положением и защитой отведена глава 17, посвященная земельным участкам, которые находятся под защитой государства.

Закон, который регулирует фонд леса отражен в отдельном одноименном кодексе, а также 101-я статья ЗК РФ, про земельные участки лесных территорий.

Итог

Утвержденный, и действующий с октября 2001 года, Кодекс по земельным отношениям объединил множество противоречивых принципов земельного законодательства в единый документ.

Отличительный признак такого акта – прозрачное видение систематизации и результативности всех процессов земельного законодательства регулируемых отношений.

Все эти предпосылки определили больший диапазон разногласий и мнений в кругу политических движений, рассматриваемых на заседаниях Правительства и государственного аппарата страны. Следовательно, большинство статей видятся объемными и остаются «сырыми». А иногда встречаются внутренние расхождения между разными статьями.

Важной составляющей этого акта выступает то, что объектом отношений является земля. В итоге, происходит смещение в область регулирования других ведомств и норм законодательства.

Эти факты лишь подчеркивают постоянную необходимость совершенствоваться и вносить поправки. По истечении семнадцати лет Земельный кодекс по-прежнему трансформируется и преобразуется под возникающими условиями. И это не мешает ему благополучно решать возлагаемую миссию в реалиях современной политики.

Источник

Источник: https://4so.ru/zakon/4674-kakie-otnosheniya-reguliruet-zemelnoe-zakonodatelstvo-osnovnye-polozheniya-zemelnogo-zakonodatelstva/

Современное земельное право в свете новелл гражданского законодательства

Земельное законодательство регулирует отношения

(Крассов О. И.) («Экологическое право», 2012, N 5)

СОВРЕМЕННОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СВЕТЕ НОВЕЛЛ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О. И. КРАССОВ

——————————— Krassov O. I. Contemporary land law in light of novellas of the civil legislation.

Крассов О. И., профессор юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Статья посвящена соотношению правовых норм земельного и гражданского законодательства, земельного и гражданского права в связи с законопроектом о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Ключевые слова: земельное и гражданское законодательство, земельное и гражданское право, система права на земельный участок, земля, земельный участок, недвижимость.

The article is devoted to correlation of legal norms of land and civil legislation, land and civil law in connection with draft law on introduction of changes into the Civil Code of the Russian Federation.

Key words: land and civil legislation, land and civil law, system of the right to land plot, land plot, immovable property.

27 апреля 2012 г. в первом чтении принят проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект ГК).

Проект ГК представляет собой практический результат развития отечественной науки гражданского права, это — итог развития цивилистической мысли на данном этапе. ——————————— См.

: проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс: ВерсияПроф».

Одна из основных тенденций «совершенствования» гражданского законодательства выражается в необоснованном вторжении в сферу правового регулирования земельного законодательства. Новеллы в проекте ГК касаются действующего земельного законодательства.

Раздел II проекта ГК называется «Вещное право» и закрепляет иную, в отличие от действующей, систему прав на земельные участки. При этом вряд ли ее можно назвать новой системой.

В связи с этим встает вопрос о степени воздействия новелл проекта ГК на Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ), все земельное законодательство, предмет науки земельного права.

Однако в проекте ГК ни разу не упоминается ни земельное законодательство, ни ЗК РФ в бланкетных нормах, предусматривающих, что соответствующий вопрос должен быть дополнительно урегулирован. Вместо этих терминов используется термин «закон». ——————————— См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Исходя из общепринятых правил юридической техники, в проекте ГК должны были бы быть предусмотрены нормы, касающиеся внесения изменений в ЗК РФ, который иначе, чем проект ГК, регулирует систему прав на земельные участки и ряд иных вопросов. Однако разработчиками проекта этого сделано не было. О ЗК РФ не сказано ни слова в п. 24 — 32 ст.

8 «Переходные положения» проекта ГК, которые регулируют отдельные аспекты земельных отношений в части изменения системы прав на земельные участки, причем в некоторых случаях весьма туманно. В п. 28 ст. 8 проекта ГК говорится о Федеральном законе «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Все это свидетельствует о том, что разработчики проекта внесения изменений в «экономическую конституцию», как цивилисты гордо именуют ГК РФ, «забыли» о существовании земельного законодательства, проигнорировали факт его существования и бесцеремонно вторглись в сферу его правового регулирования.

Вряд ли есть какие-либо сомнения относительно того, что, если бы это было возможно, то разработчики ГК полностью переписали бы все земельное законодательство, включив его в текст ГК. Видимо, только конституционная норма ч. 3 ст.

36 Конституции Российской Федерации о том, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, не позволила им сделать это. ——————————— См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. N 237. 25.12.1993.

Между тем в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» указано, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило lex posterior derogat priori («последующий закон отменяет предыдущие»), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. ——————————— Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // ВКС РФ. 2004. N 4.

Источник: http://center-bereg.ru/i304.html

Юрист Агапов
Добавить комментарий